Сюжеты

ПРЕЗИДЕНТА США, КАК В РОССИИ, ВЫБРАЛИ «ЗЕЛЕНЫЕ»

Этот материал вышел в № 83 от 13 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Торговля голосами избирателей в Америке существует. Как этап развития демократии Избранный при моем скромной участии российский парламент родил очередной гениальный текст -- проект постановления Госдумы "О защите демократии в...


Торговля голосами избирателей в Америке существует. Как этап развития демократии
       
       Избранный при моем скромной участии российский парламент родил очередной гениальный текст -- проект постановления Госдумы "О защите демократии в США": "Государственная дума ФС РФ выражает глубокую озабоченность возможной фальсификацией предстоящих выборов президента США. Появились сообщения о свободной купле-продаже голосов избирателей через систему Интернет".
       Пришлось поехать, разобраться.
       Знаете, они тут, в Америке, правда голосами торгуют. Вернее, обменивают. Под честное слово, демократа -- на зеленого, в залог -- адрес электронной почты, в перспективе -- президент-демократ, в результате -- голосуют умом.

       
       Голосовать умом или сердцем?
       Выбрать меньшее из двух зол, или МОЕГО президента?
       Это не расейская история-96. Это выборы президента США-2000.
       Им тоже, знаете ли, нелегко. Им, знаете ли, тоже бюрократия и тени прошлого мешают.
       Есть Эл, Альберт Гор (Albert "Al" Gore), демократ, либерал и голос среднего класса. Есть Джордж Буш (George W. Bush), республиканец, консерватор и надежда состоятельных налогоплательщиков. Есть еще кое-какие амбициозные парни, третьи кандитаты.
       Гор и Буш идут почти ровно. Третий тут лишний. Третий -- вор. Своими мелкими пятью процентами он скинет старину Эла с качелей, и большее (по мнению демократической общественности), зло в лице Буша-младшего въедет в Белый дом окнами на реку Потомак.
       Впрочем, есть, в этой игре и альтернативные амбициозные парни.
       Чтобы закрепиться в суровом мире североамериканской политики, эти парни используют анахронизмы политической системы, вроде Электорального колледжа.
       Выборы президента в США, что почему-то легко забывается двухуровневые, непрямые. Сначала голосуют собственно избиратели -- в день выборов, седьмого ноября. Получивший большинство голосов -- не по стране, а на уровне каждого отдельно взятого штата -- получает определенное количество голосов членов так называемого Электорального колледжа (Electoral college). Причем это количество разнится в зависимости от численности населения штата, поэтому перенаселенная Калифорния куда весомее пустынной Небраски. Занявший второе место голосов от данного штата в Электоральном колледже не получает вовсе. Счет соответственно идет не на проценты от числа проголосовавших, а на голоса членов Электорального колледжа, который, собственно, и выбирает президента в середине декабря. Будущему президенту нужно получить не меньше 270 голосов из 538.
       Расчет строится не только на данных опросов общественного мнения, но и на традиционном географическом расселении республиканцев и демократов в США. Безусловно республиканские штаты, где у Гора как демократа нет никаких шансов, -- южные штаты вроде Техаса (к тому же Буш -- губернатор Техаса), Миссиссиппи и Джорджии, плюс центральные и горные штаты, включая Канзас, Алабаму, Юту, Неваду и Оклахому. Демократы вообще, в данном случае Гор, обычно могут рассчитывать на голоса штатов Новой Англии (Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси), на Иллинойс и Калифорнию. За Бушем большее количество штатов. За Гором -- в основном густонаселенные штаты.
       Исторически сложившаяся политическая ориентация штатов упрощает не только примерный расклад голосов, но и облегчает судорожно метчущимся по штатам в предвыборной горячке кандидатам предвыборную кампанию. Если известно, что ни при каких условиях густореспубликанская Джорджия, когда-то столица южной Конфедерации, не отдаст своих голосов кандидату-демократу, то чего ж ему надрываться на тамошних митингах и тратить миллионы на телерекламу? Кандидат-демократ эти миллионы лучше пустит на дополнительную рекламу в колеблющемся штате вроде Мичигана. Таких сомневающихся, непредсказуемых штатов довольно много -- сейчас на кону 154 голоса их представителей в Электоральном колледже, из которых Бушу для победы нужно 61, а Гору -- 95, и ради голосов Флориды и Висконсина Джордж с Элом мечутся среди десятка колеблющихся штатов последние две недели предвыборной гонки.
       И вот она, американская демократия. Скажем, я демократ, однако обитатель Техаса, где ковбой последнюю шляпу заложит, чтобы Буш-младший вселился в Белый дом. Я со своей твердой гражданской позицией и прочей интеллектуальной обузой американской демократии, понятно, приду на участок и за Эла проголосую, но что ему мой голос в этом море сторонников Буша? Ничего, глас вопиющего в техасской пустыне. Пустой, значит, мой голос, бесполезный?
       Здесь на белом коне спасителя моего голоса въезжает кандидат от третьей партии, коих в этом году шесть -- от социалиста до реформиста. Что хочет кандидат от третьей партии, четко осознающий невозможность своего избрания? Он хочет преодолеть пятипроцентный барьер, чтобы в следующих выборах получать от правительства США денежку на предвыборную кампанию. Пять процентов -- это очень, очень много денег, потраченных на продажу себя публике (и значит, двухпартийная система будет жить еще долго). Если ты не миллиардер Росс Перо (Ross Perout), то шансов у тебя, дружок, нет. Впрочем, миллиарды Россу Перо не помогли.
       Росс Перо, однако, немало способствовал победе Клинтона в 1992 году, отобрав голоса у республиканцев. Сейчас же участие в выборах кандидата от зеленых Ральфа Нэйдера (Ralph Nader) может посадить в президентское кресло Буша.
       Свои пять процентов Нэйдер, если получит, отберет у Гора -- тех демократов, кто полагает, (напрасно поддерживает смертную казнь или, что кажется американцам сейчас важнее, с недостаточным рвением борется за чистоту окружающей среды. Существует один (один!) рекламный ролик с Нэйдером, однако опросы показывают, что в Калифорнии, например, Нэйдер может получить от трех до шести процентов голосов.
       Если же Нэйдер получит свои три процента в колеблющемся штате, то именно этих трех может не хватить Гору. И тогда -- Вашинтгон приветствует тебя, Джордж ДаблЮ Буш!
       Нэйдер Гору не соперник -- он всего лишь третий кандидат. Нэйдер Гору не противник -- ему по большому счету все равно, кто сменит Клинтона. Кандидату от зеленых важнее получить свои пять процентов. И он их получит -- в союзе с Гором.
       Придумали вот что. Придумали под честное слово голосовать не за себя, а за того парня, наступая местами на горло собственной песне. Но -- чтобы твой голос что-то значил. Но -- голосуя, выиграть. Не сердцем, заметьте, а умом!
       Вот наш гипотетический демократ, понимающий свою неприкаянность и бесполезность в республиканском Техасе. Наш демократ понимает, что его голос куда полезней в какой-нибудь Флориде, где старина Эл еще может обойти старину Джорджа. Но во Флориде голосов за Гора может не хватить, потому что плантаторы апельсинов, голосуя за экологически чистого Нэйдера, могут старину Эла и задвинуть. Наш техасец понимает, что его демократический голос должен каким-то образом попасть во Флориду. И вот наш техасец залезает на Интернет-сайт вроде www.voteexchange.com или www.nadertrader.org и ищет того парня в колеблющемся между Гором и Бушем штате вроде Флориды, который хотел бы голосовать за Нэйдера, но понимает, что лишь подбросит дровишек на костер старины Эла. Эта пара, не зная друг о друге ничего, кроме адреса электронной почты (все переговоры -- в переписке), договариваются об обмене: демократ в Техасе голосует за Нэйдера (чтоб Нэйдер получил свои пять процентов), зеленый во Флориде голосует за Гора (чтоб Гор получил Белый дом).
       Под честное пионерское или как там по-американски.
       И ведь верят.
       Число зарегистрировавшихся на одном таком сайте-обменнике невелико -- около двух тысяч человек. Обменников -- десяток. Такой обмен законен, потому что результат доброй воли. Опыт, правда, бесполезен, поскольку неприменим ни к какой стране, кроме США с ее анахроничным Электоральным колледжем.
       Узнать бы после выборов, сколько давших слово голосовать умом, а не сердцем сдержали слово. Впрочем, российская практика показывает, что определить задействованный в выборе орган возможным часто не представляется.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera