Сюжеты

«СЛУЧИЛОСЬ ТАК, ЧТО Я ВСТРЕТИЛ ДЕРЕВО…»

Этот материал вышел в № 84 от 16 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Выставка Владимира Башлыкова на Крымском Валу В канун вернисажа бывшие сотрудники «Московской палитры» — одной из лучших, но почивших ныне галерей первого «перестроечного» призыва — вспоминали, как лет пять назад готовили большую выставку...


Выставка Владимира Башлыкова на Крымском Валу
       
       В канун вернисажа бывшие сотрудники «Московской палитры» — одной из лучших, но почивших ныне галерей первого «перестроечного» призыва — вспоминали, как лет пять назад готовили большую выставку графических работ Владимира Башлыкова. Как художник боялся эти работы давать, поминутно спрашивая, не случится ли в галерее пожар, не сгинут ли беззащитные произведения, выполненные на бумаге углем и пастелью.
       Пожара в тот раз не случилось. Отделались наводнением: прорвало трубы, и милые сердцу автора листы залило водой.
       Остается надеяться, что в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу, где в эти дни развернута очередная экспозиция художника, ничего подобного не случится...
       Забавно: пять лет назад на выставке Башлыкова в числе прочих достоинств экспонента речь нередко шла о сугубом следовании художника традиции — и сюжетной, и просто изобразительной. Библейский цикл, парафразы картин Кранаха и Левицкого. Судя по нынешнему музейному пресс-релизу, Башлыков — «ярчайший представитель актуального искусства», развивающий «модернистские направления, абстракционизм и модернизм».
       При том, что обитатели его листов, холстов и литографий (их на выставке около ста) — все те же. Пустынные листы Башлыкова как бы заполнены вязким, скрывающим подробности окружающих пейзажей или интерьеров туманом. В них барахтаются Адам и Ева, обнаженные и безымянные мужские и женские фигуры, собаки, коровы и лошади, какие-то отдающие салют полупионеры советской поры. «Это бред. Это сон. Это снится...»
       Собственно, главным действующим лицом в каждой из композиций оказывается не тот или иной полусонный землянин, но в первую очередь то самое пространство, что объединяет разобщенных башлыковских героев, — равно как и выбранный художником способ их изображения.
       Сомнамбулическую атмосферу работ вполне передают белые стихи художника.
       «Сравнительно недавно случилось так, что я встретил дерево, для всех одно из многих, а для меня единственное, самое прекрасное. Уйти от него я не в силах. Мне хочется быть с ним, быть рядом — в молчании и внимании. Прижавшись телом к стволу, я ощущаю его тепло, прислушиваясь к нему, забываю обо всем...»
       Подобное рисование всем хорошо и практически неподсудно ни ревнителям чистоты рядов искусства «актуального», ни традиционалистам, всегда готовым приветствовать в пластических искусствах «элемент здоровой левизны». Одно настораживает: чем более художник делает ставку на узнаваемость собственных художественных приемов, тем меньше его право рисковать, изменяясь почти до неузнаваемости.
       
       ГТГ на Крымском Валу, до 26 ноября
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera