Сюжеты

«СЛУЧИЛОСЬ ТАК, ЧТО Я ВСТРЕТИЛ ДЕРЕВО…»

Этот материал вышел в № 84 от 16 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Выставка Владимира Башлыкова на Крымском Валу В канун вернисажа бывшие сотрудники «Московской палитры» — одной из лучших, но почивших ныне галерей первого «перестроечного» призыва — вспоминали, как лет пять назад готовили большую выставку...


Выставка Владимира Башлыкова на Крымском Валу
       
       В канун вернисажа бывшие сотрудники «Московской палитры» — одной из лучших, но почивших ныне галерей первого «перестроечного» призыва — вспоминали, как лет пять назад готовили большую выставку графических работ Владимира Башлыкова. Как художник боялся эти работы давать, поминутно спрашивая, не случится ли в галерее пожар, не сгинут ли беззащитные произведения, выполненные на бумаге углем и пастелью.
       Пожара в тот раз не случилось. Отделались наводнением: прорвало трубы, и милые сердцу автора листы залило водой.
       Остается надеяться, что в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу, где в эти дни развернута очередная экспозиция художника, ничего подобного не случится...
       Забавно: пять лет назад на выставке Башлыкова в числе прочих достоинств экспонента речь нередко шла о сугубом следовании художника традиции — и сюжетной, и просто изобразительной. Библейский цикл, парафразы картин Кранаха и Левицкого. Судя по нынешнему музейному пресс-релизу, Башлыков — «ярчайший представитель актуального искусства», развивающий «модернистские направления, абстракционизм и модернизм».
       При том, что обитатели его листов, холстов и литографий (их на выставке около ста) — все те же. Пустынные листы Башлыкова как бы заполнены вязким, скрывающим подробности окружающих пейзажей или интерьеров туманом. В них барахтаются Адам и Ева, обнаженные и безымянные мужские и женские фигуры, собаки, коровы и лошади, какие-то отдающие салют полупионеры советской поры. «Это бред. Это сон. Это снится...»
       Собственно, главным действующим лицом в каждой из композиций оказывается не тот или иной полусонный землянин, но в первую очередь то самое пространство, что объединяет разобщенных башлыковских героев, — равно как и выбранный художником способ их изображения.
       Сомнамбулическую атмосферу работ вполне передают белые стихи художника.
       «Сравнительно недавно случилось так, что я встретил дерево, для всех одно из многих, а для меня единственное, самое прекрасное. Уйти от него я не в силах. Мне хочется быть с ним, быть рядом — в молчании и внимании. Прижавшись телом к стволу, я ощущаю его тепло, прислушиваясь к нему, забываю обо всем...»
       Подобное рисование всем хорошо и практически неподсудно ни ревнителям чистоты рядов искусства «актуального», ни традиционалистам, всегда готовым приветствовать в пластических искусствах «элемент здоровой левизны». Одно настораживает: чем более художник делает ставку на узнаваемость собственных художественных приемов, тем меньше его право рисковать, изменяясь почти до неузнаваемости.
       
       ГТГ на Крымском Валу, до 26 ноября
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera