Сюжеты

ПОД ПЯТОЙ У МОЛОХА

Этот материал вышел в № 84 от 16 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Российская государственная машина — довольно странная штука. Реакция на происходящие жизненные явления у нее настолько замедленная и неадекватная, что в обществе регулярно возникают сомнения в ее умственных способностях. Возьмем один...


       
       Российская государственная машина — довольно странная штука. Реакция на происходящие жизненные явления у нее настолько замедленная и неадекватная, что в обществе регулярно возникают сомнения в ее умственных способностях. Возьмем один конкретный и понятный всем пример — кинематограф. Когда несколько лет назад кинематографисты хватались за голову и с криками: «Российское кино гибнет!» просили помощи у государства, государство безучастно взирало на то, как разваливаются отечественные киностудии, а экраны телевизоров и кинотеатров захлестывает американская киноштамповка. Когда же отечественные кинемаграфисты, устав ждать милостей от природы, начали рвать жилы, изыскивать средства и, при отсутствии государственной политики, стали сами восстанавливать былое реноме российского кино (ибо, как известно, «за державу обидно»), вот тут-то государство и встрепенулось. «Поднимите мне веки!» — проскрежетала государственная машина, и когда прислуживающие этому Молоху чиновники, торопливо суетясь и отпихивая друг друга локтями, выполнили приказание, ненадолго прозревшая махина с вялым удивлением обнаружила, что сквозь ее тупое равнодушие на осколках страны проросла какая-то киноиндустрия и наше кино, как это ни удивительно, даже стало завоевывать какие-то премии на международных фестивалях. «Непорядок! — прохрипел Молох. — Обеспечить государственную поддержку».
       Государственная поддержка и участие для начала выразились в том, что Госкино передали в ведение Министерства культуры. И как ни стенали кинематографисты, как ни валялись в ногах у чиновников, государство было непреклонно. Но этого показалось мало. Как выяснилось, теперь где-то в недрах Минкульта зреет новый проект спасения отечественного кинематографа. Причем спасать его опять, видимо, будут от самих кинематографистов. Согласно новой чиновничьей идее предполагается в числе прочих акционировать единственную в полную силу работающую киностудию страны — «Мосфильм». С одной стороны, это, в общем-то, логично. Какой интерес мог быть у государства к кинопредприятию, которое еле сводило концы с концами, не государственные же в него деньги вбухивать, когда у страны и так немало проблем. И «Мосфильм» жил, за 11 лет так и не получив ни копейки из госбюджета, выкручивался, как мог, и не разбазарил, не распродал нажитое за те годы, когда кино у нас еще было в фаворе. И, как ни странно, выкарабкался, выжил. Так что интерес к нему государства сегодня является вполне логичным. Еще бы — 34 гектара земли в центре Москвы, огромная коллекция собственных фильмов, и на всем этом можно неплохо заработать. А заработанные деньги направить на развитие отечественного кинематографа (опять знакомое шариковское «отнять все и поделить»). Управлять вновь созданным холдингом, конечно же, должен госчиновник (куда киношникам тягаться с ним в знании законов рынка?), он и инвесторов нужных найдет, и деньги заработанные по-честному распределит, вот и будет вам возрождение кинематографа.
       
       С другой стороны, воплотив в жизнь свою многообещающую затею, государство убьет курицу, несущую золотые яйца. Сегодня на производственной базе «Мосфильма» снимается 85% всего российского кино. Причем даже в нынешних непростых условиях база эта непрерывно обновляется. Благодаря использованию современного уникального оборудования, закупленного киноконцерном за последние два года, внедрению новых технологий и модернизации уже существующих «Мосфильм» является сегодня самой крупной и высокотехнологичной производственной базой в Европе, фильмы, созданные здесь, конкурентоспособны на мировом рынке, а музыкальная студия киноконцерна входит в Элитный клуб студий мирового класса. Это понимают и наши, и иностранные кинематографисты. Среди отечественных фильмов, получивших в последнее время разнообразные премии на международных кинофестивалях, вряд ли найдутся картины, которые создавались не на базе «Мосфильма». А на мосфильмовской тон-студии японцы писали музыку к своим художественным и мультипликационным фильмам — не это ли и есть международное признание?
       
       «Мосфильм» — огромное хозяйство, требующее постоянной заботы и, как это ни банально, любви, которой государство, способное лишь на удушающие объятия, ему дать не сможет. Что, скажите на милость, государство будет делать с уникальной мосфильмовской коллекцией костюмов и реквизита, которые постоянно надо поддерживать в должном состоянии? А ведь сегодня на «Мосфильме» существуют музей костюма и музей ретро-автомобилей, экскурсии в которые уже расписаны аж на февраль 2001 года. Что государство будет делать с мосфильмовским фильмофондом, прибрать к рукам который оно хочет уже не первый раз? Не говоря уже о том, что «Мосфильм» погибнет без фильмофонда, поскольку доход, полученный от его использования, вновь направляется в кинопроизводство (за вычетом процента, исправно отчисляемого создателям фильмов), но и фильмофонд погибнет без «Мосфильма». Кто, скажите, с такой любовью и теплом будет заботиться о хранении и реставрации старых кинопленок, поддерживать необходимый температурный режим, лечить их от «болезней»? Неужто государственный чиновник? Ах, оставьте. Его дело — получить и разделить прибыль, а киношные тонкости его не интересуют. Только потому, что фильмофонд до сих пор еще в руках «Мосфильма», здесь успели запустить программу реставрации картин «золотой коллекции» студии. И первой из восстановленных стала легендарная лента «Война и мир» Сергея Бондарчука. В плане первого этапа программы 40 картин, и на этом «Мосфильм» останавливаться не собирается. Если его не остановят властной государственной рукой.
       
       Конечно, давать советы государственной машине бессмысленно, но, может быть, ей стоит ради разнообразия хотя бы один раз задуматься, прежде чем свернуть шею эффективно работающему предприятию. Задуматься и подождать — вдруг в долгосрочном плане это окажется значительно выгоднее и «Мосфильм», поднатужась, вернет нашему кино былую славу. Вот тогда стричь купоны государству будет значительно удобнее.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera