Сюжеты

КУБОК МИРА В ШАМБАЛЕ

Этот материал вышел в № 84 от 16 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Фильм «Кубок». Режиссер Лама Кхентце Норбу Настоятель: — Монахов стало трудно приучать к дисциплине. Особенно сейчас. — А что сейчас особенного? — Кубок мира по футболу. Мальчишки мечтают о девчонках, развешивают над кроватью фото любимых...


Фильм «Кубок». Режиссер Лама Кхентце Норбу
       
       Настоятель: — Монахов стало трудно приучать к дисциплине. Особенно сейчас.
       — А что сейчас особенного?
       — Кубок мира по футболу.

       
       Мальчишки мечтают о девчонках, развешивают над кроватью фото любимых футболистов, шуршат журналами под одеялом, рисуют граффити на стенах, убегают за территорию после отбоя... Привычные будни пионерского лагеря. Только вместо старшего пионервожатого тибетский лама. В основу фильма «Кубок» легла реальная история.
       1998 год. Индия. Тибетский монастырь в изгнании. Кругом нищета, на границе с Китаем стреляют. Старому настоятелю Ламе Чонджору уже никогда не вернуться на родину. Местный монастырский святой — просто сумасшедший... Но это не очередная сага о юродивых и обреченных, здесь нет темных красок безысходности. Есть рассветные пейзажи, радостные, как улыбка тибетского монаха перед экраном телевизора.
       Двенадцатилетний Оргиен — самый страстный фанат футбола во всей обители. Под монашеской рясой он носит майку с портретом Роналдо, а после вечерней молитвы не отходит ко сну, а подбивает братьев бежать через темный лес в телесалон на очередной матч. Однажды им не удалось усыпить бдительность смотрителя, и беглецам под угрозой «отчисления» запретили посещать светские развлечения. Но охота пуще неволи, и вот Оргиен с друзьями идет к самому настоятелю. Набравшись храбрости, они просят разрешения устроить коллективный просмотр финала Кубка мира по футболу, а взамен обещают хорошо учиться. Мудрый далай-лама не понимает, почему два государства воюют из-за мячика, но раз там не показывают секс, то почему бы не посмотреть?
       И тут буддисты начинают бегать в поисках денег, арендуют телевизор с огромной жестяной тарелкой, с визгом гоняют на оранжевом тракторе. Чтобы вечером благоговейно следить за движением мяча и орать «Гол!» на весь монастырь...
       Кто режиссер? Американцам в таком сюжете не удалось бы избежать пошлости. Классикам авторского кино — двусмысленных подтекстов. Любой европейский режиссер не смог бы абстрагироваться от стереотипов и обойти моду на восточное кино. На самом деле «Кубок» — «первый в истории кино фильм крошечного гималайского Королевства Бутан», оккупированного Китаем.
       Первое определение, которое просится к картине, — это слово «настоящий». В качестве режиссера и сценариста дебютировал тибетский лама, держатель трона Дзонгарского монастыря, признанный современниками реинкарнацией великого святого. В ролях выступили монахи, которым приходилось вставать в четыре часа утра, чтобы успеть помолиться до начала съемок. В кадре они показывают энергичных, азартных, жизнерадостных людей. Не играют, нарочито подавая «тайну» бытия избранных, не живут в кадре, декларируя свою исключительность, а рассказывают о своей жизни. О том, что у монахов есть слабости и увлечения, что они способны дружить и смеяться над собой. И что чувство юмора — человеческое качество первой необходимости.
       Получился рассказ о живых людях, которые действительно живут в горном Королевстве Бутан. И действительно любят футбол.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera