Сюжеты

КТО КУПИТ ЦЕНТРОБАНК?

Этот материал вышел в № 85 от 20 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Практически с полным на то основанием можно заявить, что в банковском секторе сейчас готовятся серьезные изменения. Такой вывод напрашивается из того, что в правительстве и Государственной Думе усиленно обсуждаются новые поправки к закону...


       
       Практически с полным на то основанием можно заявить, что в банковском секторе сейчас готовятся серьезные изменения. Такой вывод напрашивается из того, что в правительстве и Государственной Думе усиленно обсуждаются новые поправки к закону о Центральном банке, в которых четко прописано изменение его статуса.
       Именно это является главным камнем преткновения. С одной стороны свои аргументы приводят сторонники подчинения ЦБ. Они считают, что Виктор Геращенко слишком независим от государства, ведет свою политику, не считаясь с современными реалиями российской экономики, хотя они и признают, что подъем экономики в последнее время был вызван именно грамотными действиями команды из ЦБ. Сторонники определения Банка России как федерального органа государственной власти заявляют, что нельзя отпускать в свободное плавание кредитно-финансовый институт, в закромах которого накоплена сумма, сравнимая с бюджетом нашего государства.
       Другие, наоборот, считают, что поправки к закону о ЦБ должны быть более либеральными, чтобы оставить Банк России независимым. Их аргумент таков: сегодня только независимость позволит Центробанку полностью выполнять предопределенные ему Конституцией функции. Более того, усиление контроля над ЦБ приведет к нарушению существующего баланса интересов и не исключено, что новые «контролеры» постараются использовать ЦБ не в интересах всей страны, а в своих личных.
       Часть поправок предусматривает продажу принадлежащих ныне ЦБ акций Сбербанка России, Внешторгбанка и семи из пяти «росзагранбанков». Банк России, не отвергая эту идею полностью, настаивает на том, что продажа должна состояться только после тщательного изучения самого объекта продажи и подготовки самой процедуры отчуждения акций. Часть банков должна перейти фактически под контроль правительства. С одной стороны можно, конечно, заявить, что предлагаемые поправки упростят структуру Банка России. Но с другой — тем самым будет практически создана база для возникновения нового класса банковских олигархов-государственников, которые будут распоряжаться огромными государственными средствами по доверенности кабинета министров. Наиболее убедительным доводом в пользу создания подобного объединения является отсутствие внятной альтернативы развития банковского сектора. Но обо всех стремлениях по созданию конкурентного банковского рынка тогда можно будет забыть. И действительно, о какой конкуренции может идти речь, если несколько самых крупных банков будут связаны с правительством и будут распоряжаться огромными финансовыми средствами.
       Правительство таким образом собирается создать собственный банковский холдинг. Но сохранить баланс между задачей и реальными возможностями крайне сложно. Во всяком случае, до сих пор попытки создать государственную структуру, которая бы реально способствовала притоку инвестиций в экономику, оканчивались неудачей. Сможет ли это получиться на этот раз, конкретного ответа также пока нет.
       Отсюда явно следует, что правительству и Центробанку необходимо искать какое-то компромиссное решение. Этому способствовала недавняя встреча главы Банка России Виктора Геращенко с президентом Владимиром Путиным.
       Президент дал понять, что поступившие замечания к закону о ЦБ не отвечают целям, которые преследует глава государства. Он предложил провести специальное совещание между всеми ветвями власти, дабы неосторожными действиями не дестабилизировать финансовую систему. Для дальнейшей работы создана совместная комиссия из представителей Госдумы, администрации президента, правительства и ЦБ. Именно она должна будет найти выход из сложившейся непростой ситуации.
       А он необходим. Ведь выход Центробанка из капитала Сбербанка, например, может повлечь за собой множество негативных последствий. Во-первых, при этом будут закрыты многие региональные отделения, в результате чего Сбербанк как лидер на рынке частных вкладов потеряет множество потенциальных вкладчиков. Такая проблема, как снежный ком, потянет за собой другие. Ведь, имея средства, региональные отделения Сбербанка России могут кредитовать, чем успешно сейчас занимается множество предприятий. Успешность политики по выдаче кредитов как раз и можно объяснить тем, что Сбербанк — государственный банк. Ведь только в этом случае у него есть возможность выдавать кредиты на длительный срок и под рекордно низкие проценты. Кредитные же ставки большинства российских коммерческих банков не всегда приемлемы для большинства предприятий.
       В заключение же можно заметить, что поправки к закону о ЦБ вообще могут быть приняты лишь с большой оговоркой с юридической точки зрения. Предлагаемый вариант, по мнению многих депутатов, не соответствует Конституции, в которой прямо записано, что Банк России осуществляет свою деятельность независимо от других органов государственной власти.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera