Сюжеты

СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ ВМЕСТО ЛИТЕРАТУРЫ

Этот материал вышел в № 85 от 20 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Недавний приказ министра образования о проведении экспериментального письменного экзамена по литературе в 11-х классах в 2000/2001 году предоставил выпускникам «право выбора формы экзамена: сочинение или изложение с творческим заданием»....


       


       Недавний приказ министра образования о проведении экспериментального письменного экзамена по литературе в 11-х классах в 2000/2001 году предоставил выпускникам «право выбора формы экзамена: сочинение или изложение с творческим заданием».
       Поначалу мы удивились, что этот приказ вышел из стен учреждения, работники которого должны бы понимать смысл преподавания литературы, состоящий совсем не в том, чтобы научить детей связно пересказывать чужие мысли (этому учит начальная школа), но в том, как известно, что выпускники обязаны понимать законы литературы и демонстрировать это понимание в подходе к тому или иному произведению, к той или иной литературной проблеме

       
       Возвращать взрослых школьников к изложению — то же самое, что надевать на них ходунки. Или, по аналогии с математикой, то же самое, что требовать от выпускников пользоваться не калькуляторами, а счетными палочками.
       Оказалось, что удивлялись мы зря, что работники министерства и вправду не понимают, для чего существует литература.
       Вот выдержка из заявления в «Известиях» (11 октября 2000 года) начальника департамента общего среднего образования Минобразования РФ Л. Рыбченковой в поддержку изложения:
       «Научить каждого по-своему думать и писать на достаточно сложные литературоведческие темы невозможно. Вот мы и ищем адекватные формы проверки».
       А ведь еще с незапамятных времен педагогика всегда ставила перед собой цель помочь ребенку проявить собственную индивидуальность, научить его по-своему думать и писать. Если этому научить невозможно, то о каких адекватных формах проверки может идти речь? Что именно собираются проверять работники министерства?
       Надо сказать, что в некоторых регионах чиновникам от образования так понравилась идея выпускного изложения, что они, проигнорировав слово «экспериментальный» в приказе министра о письменном экзамене, закрепили своей властью непременную обязательность изложения для выпускников школ. Подобный приказ издан, например, в Москве председателем комитета образования Л. Кезиной.
       «Сочинение — очень субъективный экзамен, — прокомментировала в тех же «Известиях» действия своей московской начальницы ее заместительница Л. Курнешова. — Точка зрения автора, не совпадающая с общепринятой, может повлиять на отметку. Ребенка надо защитить от волюнтаризма».
       Намерение похвальное, но не похожи ли действия по его осуществлению на упразднение юстиции на основании того, что кое-где попадаются недобросовестные судьи?
       Из публикаций в прессе (например, А. И. Солженицына, крупных ученых и педагогов) знаем: не только мы обратили внимание на то, что подписанный министром Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации для 12-летней школы существенно сокращает количество часов, отведенных на преподавание литературы, уменьшает объем изучаемого материала и даже ставит под сомнение необходимость преподавания литературы в выпускных классах, предлагая завершить ее изучение за два года до окончания школы.
       К чему все это приведет, догадаться не трудно: вновь наше образование переводится с гуманитарного на технократическое направление, вновь во главу угла ставится не воспитание личности, а изготовление винтика для государственной машины.
       В последнее время стало модно к месту или не к месту говорить о «духовности», о «духовном здоровье нации»... Мы берем на себя смелость утверждать, что меры, подобные принимаемым чиновниками от образования, сметают остатки духовности, подрывают и без того очень хрупкое духовное здоровье нации.
       Надо ли говорить о том, что такой эксперимент дорого обойдется нашему народу?
       
       Андрей БИТОВ, президент Русского ПЕН-центра;
       Александр ТКАЧЕНКО, генеральный директор Русского ПЕН-центра

       
       P.S.
       Это обращение Русский ПЕН-центр отправил президенту РФ В. Путину и министру образования В. Филиппову.
       «Новая газета» полностью разделяет мнение Андрея Битова и Александра Ткаченко.

       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera