Сюжеты

РЕКОРДСМЕН АМЕРИКАНСКОГО ПРОКАТА ПУГАЕТ МОСКВИЧЕЙ

Этот материал вышел в № 86 от 23 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Что скрывает ложь». Режиссер — Роберт ЗЕМЕКИС. В главных ролях: Мишель ПФАЙФЕР и Харрисон ФОРД Статистика — вот главное зеркало Голливуда на изломе веков. Главное о фильме расскажут две цифры. Первая — сколько миллионов потрачено, вторая...


«Что скрывает ложь». Режиссер — Роберт ЗЕМЕКИС. В главных ролях: Мишель ПФАЙФЕР и Харрисон ФОРД
       


       Статистика — вот главное зеркало Голливуда на изломе веков. Главное о фильме расскажут две цифры. Первая — сколько миллионов потрачено, вторая — сколько заработано. Фильм «Что скрывает ложь» — в ряду наиболее успешных, во всяком случае, его 80-миллионный бюджет уже окупился чуть ли не дважды. Мистический триллер со звездами первой величины Мишель Пфайфер и Харрисоном Фордом. Роберт Земекис — создатель культовых фильмов: «Кто подставил кролика Роджера» (где компьютерная анимация впервые так беззастенчиво и отвязно ворвалась в игровое кино), оскароносного «Форрест Гампа» и фантастической трилогии «Назад в будущее», доказавший свою способность смешивать поклонников — синефилов с самым простодушным зрителем.
       На сей раз Земекис решил сыграть со зрителем в настоящий триллер с использованием современных технологий. И зритель благодарно потянулся в кинозалы. Причем не только в США. Премьера в огромном зале московского кинотеатра «Прага» прошла при полном аншлаге. Только вот фильм удался не вполне. Если не сказать резче...Но только о классике ведь так не скажешь. Будь то Земекис или Рязанов... Ведь и неудача классика, это хоть и неудача, но классическая.
       Сюжет фильма ловко выстроен как лабиринт, по которому недоверчивый зритель осторожно продвигается вместе с Клер — героиней Мишель Пфайфер. В начале фильма она — вполне благополучная леди, пожертвовавшая музыкальной карьерой ради научных успехов мужа. Но постепенно их комфортное гнездышко в Берлингтоне превращается в обиталище зловредных духов и привидений. Или это только так представляется больному воображению Клер? Во всяком случае, обеспокоенный муж настаивает на лечении у психиатра.
       Год назад муж — доктор Норман Спенсер (Харрисон Форд) — оступился и позволил себе мезальянс со студенткой. Не юный, но наивный ловелас надеялся, что грех его покроет пелена молчания. Не тут-то было. Морально устойчивый кинематограф Голливуда, как обычно, вступается за обманутую жену и последовательно, жестоко расправляется с прелюбодеем. Тут уж все средства хороши: привидения, спиритические сеансы, колдовские книги. Вся эта нечисть единым фронтом стоит на страже морали крепкой полосато-звездной семьи. А единожды солгавший не имеет надежды на прощение. Ведь маленькая ложь, как каша из волшебного горшка, расползается, топя всеми силами сопротивляющегося Нормана Спенсера.
       Но было бы несправедливо, упрекая фильм в нелогичности ряда сюжетных ходов и поступков персонажей, в вялости и рыхлости всей экспозиции, не заметить явной, неприкрытой генетической связи нового триллера Земекиса с творчеством мастера ужасов Альфреда Хичкока, и прежде всего его классическим «Окном во двор». Клер кажется, что настоящие преступления вершатся не в ее собственном доме, а по соседству. Та же симметрия супружеских пар, та же основа сюжета на переносе вины... Так же, как хичкоковский фоторепортер Стюарт, следит за соседями Клер, находя улики несовершенного убийства. Да и холодноватая неземная красота Мишель Пфайфер совершенно отвечает хичкоковским пристрастиям, которые в его фильмах олицетворяла Грейс Келли. Земекис всеми возможными способами старается впрыснуть страх в пространство кадра. Дух мистического саспенса подогревается игрой теней, изобретательным движением камеры, компьютерными визуальными эффектами. Кстати, их продуманную партитуру сочинил знаменитый Роб Легато, получивший после «Титаника» собственного «Оскара». Идеальный дом героев почти незаметно трансформируется в замкнутый мрачный лабиринт мистики. И в этом прочитывается вежливый поклон от Земекиса классику триллера. В арсенале фильма особая роль отведена стихиям — воде и огню. А попытка убийства совершается, как в классическом «Психозе», — в стерильной ванной.
       Достойным партнером Мишель Пфайфер становится Харрисон Форд. Имя Форда насмерть пришито к главным американским блокбастерам — «Космические войны» и «Индиана Джонс». И хочет зритель или нет, он подпадает под гипноз мужественного обаяния, то бишь в заготовленный авторами капкан. Ибо Харрисон Форд играет в фильме благочинного, увлеченного карьерой, оберегающего покой своего дома... оборотня. Форду неинтересно играть результат — само преступление. Следуя заветам Достоевского, он исследует движение к злодейству, «состояние сознания, позволяющее переступить черту совести».
       Мистический триллер «Что скрывает ложь» способен вызвать самые противоречивые отзывы и самые справедливые нарекания. Для того чтобы стать новым словом в развитии психологической мистической драмы, ему не хватает глубины: ни в характерах, ни в сюжете. Для того чтобы шагнуть на новый виток столь популярного сегодня за океаном фильма-аттракциона, где все закручено ради сногсшибательного эффекта, фильму не хватает самостоятельной, незаимствованной изобретательности.
       Впрочем, в Америке фильм прокатывается с феноменальным успехом. В какой-то степени этот триумф можно объяснить зашлакованностью нынешнего американского кинопроката лентами, прозванными критикой «скотское кино», пропитанными «туалетным юмором»: от «Чокнутого профессора-2» до «Очень страшного кино». На их неприлично аляповатом, китчевом фоне чистота жанра непритязательной картины Земекиса выглядит черным платьем от Шанель.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera