Сюжеты

КТО УГРОЖАЕТ НИКОЛАЮ БАСКОВУ

Этот материал вышел в № 86 от 23 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Сначала певца берут за горло, потом душат в объятиях... Надсадный крик Папанова в незабвенном «Берегись автомобиля»: «Свободу Юрию Деточкину!» — вспомнился не раз в процессе ознакомления с целым рядом публикаций в разных изданиях, даже в...


Сначала певца берут за горло, потом душат в объятиях...
       
       Надсадный крик Папанова в незабвенном «Берегись автомобиля»: «Свободу Юрию Деточкину!» — вспомнился не раз в процессе ознакомления с целым рядом публикаций в разных изданиях, даже в «Новой газете», которая, на мой взгляд, стремится к взвешенным оценкам. Опубликованная в № 61 статья «Новое имя новой России» с кульминационными фразами «Мы с тобой, Николай» и «Я познаю мир вместе с Колей» приводит в недоумение.
       Коля — это Николай Басков, двадцатичетырехлетний тенор, студент Московской консерватории.
       Сильное впечатление производят обобщения автора статьи г-жи Шмаковой: «Все талантливые люди страны проявляют себя на стыке веков... Не было на горизонте людей, которые бы прославили Россию за пределами страны. (?! — В. Г.) И вдруг — как вспышка яркой звезды — аккурат на стыке ХХ и ХХI веков на музыкальной арене появился человек, с которым связывают будущее России».
       Вот оно как! Оказывается, от судьбы Баскова зависит не больше и не меньше, как будущее России!
       Смелое заявление, вызывающее сомнения, если учесть, что общественность реагирует на «раскрутку» Баскова неоднозначно. Организованный дорогостоящий шум вокруг пока только способного и подающего надежды симпатичного молодого человека носит явно коммерческий характер.
       «Одна-единственная песня... вознесла его на вершины всех национальных хит-парадов», — продолжает г-жа Шмакова. Вершины хит-парадов — это, надо понимать, что-то вроде вершин Парнаса или Олимпа, где Басков вот-вот и начнет решать судьбу нашей многострадальной Родины.
       Но автор не дает нам задерживаться на вдохновляющих олимпийских грезах: «...иначе, чем войной шоу-биза (орфография приводится без изменений. — В. Г.) с молодым талантом, не назовешь то, что сегодня творится за спиной Николая»... «...многие из тех, кому по долгу службы вроде бы надо радоваться... стараются либо не замечать, либо, напротив, уничтожить дарование». «Появление Баскова ставит под угрозу само существование нашей эстрады»...
       Тяжелое бремя, если верить автору, досталось на долю Баскова — то «решает судьбу России», то «ставит под угрозу существование нашей эстрады».
       Треть своей статьи Шмакова посвятила цитированию писем. Их лексика весьма напоминает лексику самого автора и в то же время вызывает ассоциации с печально знаменитыми «письмами трудящихся», в которых выражали доверие угодным или клеймили позором неугодных деятелей искусства и литературы. Помните: «Я не читал и не хочу читать «Доктора Живаго», но испытываю гнев, боль, стыд!», «Я, как и весь советский народ, требую защитить т. Лысенко от нападок этих прихвостней продажной девки империализма — генетики! Я открываю мир вместе с Лысенко!» etc.
       Беззастенчиво орущую в уже опустевшем Большом театре «браво» и «бис» после иных спектаклей клаку можно понять — они живут на деньги, которые им платят. Басков не первый, на кого работает «группа поддержки». Но его буквально развращают искусственно раздутым шумом, а когда этот мыльный пузырь лопнет, виноватых не найдется — все разбегутся врассыпную. А что делать тенору без голоса и здоровья? Даже в колбасный бизнес его не возьмут, как потерявшего голос Александра Ворошило, которому свойственны полное отсутствие фанаберии плюс здравый смысл.
       На музыкальный анализ автор хвалебной статьи не претендует — она прокламирует: «Поколение MTV привыкло к модным звукам и трэкам... И вдруг на этом фоне появляется исполнитель, который не просто поет, а который поет ХОРОШО». Или: «...как столь молодой исполнитель может ТАК чувствовать. Его артистичность проступает во всем. Что ни песня — то перед нами новый образ». ТАК и ХОРОШО — эти, хотя и прописанные заглавными буквами, эпитеты явно недостаточны, чтобы объявить Баскова явлением. И сквозь что, собственно, «проступает» его артистичность? Сквозь разлюлималиновые видеоклипы с пиликающими не в лад стоячими или висячими артистами, сквозь дурной вкус р-р-роскошного действа на сцене Кремлевского дворца — не то варьете, не то хит-табор? В разных песнях Басков, тем не менее, совершенно одинаков по манере петь и держаться. Их разнообразие — только в композиторском почерке действительно разных композиторов.
       «Басков занял свою нишу на российской эстраде, место, которое пустовало раньше...» Ну не было, и все тут, в России до Баскова певцов с голосами! Правда, Зыкина, Суржиков, Пугачева, Долина, Магомаев (всех не перечислишь) и их поклонники с этим вряд ли согласятся...
       «Басков создал новое направление в российской поп-музыке, соединив эстраду и классику». Автор, похоже, не в курсе дела, что, начиная с Обуховой и Неждановой, Лемешева и Козловского, Петрова и Эйзена, Лисициана и Михайлова и кончая Гуляевым и Ворошило, классические певцы соединяли «эстраду с классикой» на таком высоком уровне, до которого Баскову еще расти и расти.
       Паваротти, Домингос и Каррерас — эти пионеры поп-классики вышли на стадионы в пенсионном возрасте, предварительно десятки лет выступая в лучших оперных театрах мира и исполнив труднейшие теноровые партии в тысячах спектаклей. В этом музыкальном аттракционе есть свой смысл, потому что их идут слушать те массы людей, которые никогда не попадут в «Ла Скала» или «Метрополитен».
       Невозможно согласиться, что «...шоу-бизнес» пытается бороться с Басковым по своим законам». Скорее менеджеры певца используют все наработанные шоу-бизнесом методы «раскрутки», в том числе и самые безвкусные. Даже молоденькие поп-певички не столь часто и кокетливо переодеваются. Но бог с ними, с блестящими, вышитыми камзольчиками и пиджачками, важнее аранжировки. Ни одна популярная народная песня или ария не прозвучала в оригинале — исключительно в разухабистых обработках. Все переиначено и упопсовано. Кстати, трио великих теноров не позволяет себе уходить от первоисточников.
       Охота на «ведьм», преследующих Николая Баскова, заводит автора в дебри семейных отношений, что чревато... «Алла Пугачева пришла на его концерт тайком... рассказывают, что Филипп Киркоров очень ревностно отнесся к такому вниманию Пугачевой к Баскову». Г-жа Шмакова не поведала, сама ли она была свидетелем столь пикантной ситуации или ей, не дай бог, рассказал Басков. Трудно себе представить Пугачеву без лимузина, не узнанную охраной Кремля, крадущуюся по стенке, чтобы трепетной рукой вручить букет и «в храм войдя, благословить», но пусть в этом разбирается сам Зайка, который, впрочем, тоже способен «благословлять» молодую поросль...
       Статья переполнена намеками и неопределенным цитированием всех и вся, начиная от неведомых «старушек-сторожилов Большого театра», потревоживших тени Лемешева и Козловского (имена которых в данном контексте звучат вызывающе нескромно), и кончая Монсеррат Кабалье и ее другом Хосе Каррерасом, в уста которых вложены до странности банальные и непрофессиональные сентенции. Приведенный в тексте возглас Кабалье: «Никому не доверяйте свое горло» — звучит воплем души, потому что Басков не только доверил, а выставил свое еще не окрепшее горло на аукцион.
       «Друзья» певца похожи на врагов, если намерены эксплуатировать обаяние молодости и свежесть природного голоса на таких оборотах, которые не всегда выдерживают и закаленные тысячными аудиториями, защищенные аппаратурой поп-звезды.
       ...Пришлось мне недавно присутствовать на симпатичном концерте в Рахманиновском зале Московской консерватории для ее, консерватории, друзей. Виртуозы Луганский и Руденко сыграли сюиту Рахманинова. В конце концерта Борис Тевлин продемонстрировал достижения своего Камерного хора. А между ними выступил Николай Басков с тремя русскими песнями под аккомпанемент фортепьяно. Выглядел он скромно и застенчиво, как и положено студенту первых курсов. Пел старательно. Может быть, стены консерватории обязывают — лишенный китчево-карнавальной атрибутики, он понравился в высоком регистре прозрачного, чуть холодноватого, но красивого тембра. Из всего этого может выйти толк, если...
       
       P.S.
       Чем же обижен Басков? Кто и чем ему помешал? Учиться в лучшей консерватории мира, выступать в Кремлевском дворце, Большом театре, на телевидении... Он поет повсюду. Другой вопрос — как. Тут мнения критики и знатоков совпадают: голос есть, но для большой оперной карьеры тенора, для больших партий нужно пройти соответствующий путь. Необходимо спокойно, без фанаберии набираться навыков и мастерства, фундаментально анализируя недостатки: дыхание, переходные регистры, неровности тембра, форсирование верхних нот, интонацию и еще раз интонацию.
       Великий Шаляпин не только не обижался на профессиональную критику, но искал добровольных советчиков даже среди рабочих сцены. Его гению все было на пользу.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera