Сюжеты

ЗАЩИТА ШЕПОТИННИКА

Этот материал вышел в № 86 от 23 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

— А что вы хотите этим сказать? — Да я же сказала. Из интервью Киры Муратовой Петр Шепотинник — автор, ведущий, режиссер, исполнительный продюсер восемь лет существующей программы «Кинескоп» — в защите не нуждается. Он сам себе защита. И...


       
       — А что вы хотите этим сказать?
       — Да я же сказала.
       Из интервью Киры Муратовой

       
       Петр Шепотинник — автор, ведущий, режиссер, исполнительный продюсер восемь лет существующей программы «Кинескоп» — в защите не нуждается. Он сам себе защита. И потому, что «прямо и осознанно» любит кино, как Муратова — море в нелюбимой Одессе. И потому, что честно относится к делу. Не прогибает спину хоть бы и «для пользы дела», имеет надежных помощников и верных друзей (его «Родня» — это Ася Колодижнер и Боря Чертков).
       Но так сложилось, что сегодня приходится — против всех правил — выставлять оборону в защите не нуждающимся. Потому что телезрители — и заинтересованные в кино, и до поры до времени случайные попутчики — не найдут в текущей сетке программ точный день и точное время «Кинескопа». И это при том, что на телевидении нет за исключением одной-двух более или скорее менее квалифицированных передач о кино.
       Конечно, по сравнению с боевыми действиями в Чечне это не то чтобы катастрофа. Тем не менее, как сказал когда-то в «Кинескопе» Олег Меньшиков, «тяжелые условия, они же сплачивают — и правда коллектива не вся правда».
       Мой товарищ как-то признался, что его чувство юмора — чувство приобретенное, а не врожденное. Думаю, чувство справедливости в редких случаях тоже можно приобрести.
       Так вот, для того чтобы посмотреть программу Шепотинника, надо рыскать в телепрограмме и, вдруг наткнувшись, заставить себя не спать до утра и запастись кофе. Чтобы посмотреть, как меланхолик Отар Иоселиани будет не роптать, а напротив, понимать начальство, защищавшее его фильмы от другого, повыше, начальства. Как помудревший Олег Меньшиков будет говорить: «Настоящее должно окружать тебя. Может быть, это невозможно сейчас в нашем кино. Хотя ничего невозможного нет». Как встык с улыбкой Киры Муратовой будет склеен кадр из ее картины «Познавая белый свет» со словами Сергея Попова: «Жизнь — тоже временная штука». Все это можно увидеть где-то в два-три часа ночи, пардон, утра, когда либо измученные бессонницей сомнамбулы, либо бездельники поневоле (пропащее утро для работы) уткнутся в телевизор, чтобы запомнить по-домашнему простецкие слова Алексея Баталова о поездке больного Чехова на Сахалин: «И та-ак (с московской растяжкой гласных) всё это забывается».
       В конце концов то, что Шепотиннику до сих пор не дали ТЭФИ, где нарядные мужчины и подтянутые женщины раздают друг другу подарки, наплевать и забыть. Но вопрос ежика: «Если лошадь ляжет спать, она захлебнется в тумане?», впаянный Шепотинником в его передачу о Баталове, остается открытым и по отношению к самому «Кинескопу». Если не валять дурака и встряхнуться от собственных забот, то придется сказать: эта программа о кино создается как телевизионное искусство (если признать, что таковое вообще существует).
       — Придется также сказать, что Шепотинник — единственный в нашем телевизоре из ведущих (хватает такта) — не делает из своих героев клиентов, на которых легко нажиться. В этой программе они начинают говорить по-русски — в том смысле, что монтажные ножницы, склейки и купюры в других передачах делают из нормальных людей идиотов и малограмотных. Шепотинник, в отличие от теленачальства, не презирает телезрителей. И после рекламы, разорвавшей монолог человека (наподобие вторжения незваных гостей), Петя начинает передачу с того же места, с той же точки, паузы или слова, чтобы «дать договорить, не перебивая» (воспитание), и дать возможность телезрителям сосредоточиться, остановиться, выключить кран и пока-пока не мыть посуду.
       Классические сюжеты — отношения с телемагнатами, гибкость умных начальников, нерадивость глупых, ревность коллег с псевдонародническими «идеалами» и фальшивые рейтинги — коснулись (снаряды уже ложатся рядом) не прошлого, а настоящего времени. Тех, кто совсем рядом, под рукой, и кто подставляет плечо необолваненным зрителям своей интеллигентностью, своей серьезностью без пафоса и громких слов, своим тщанием в работе и совестливостью.
       Говорить все же надо. О глупости тех, кто думает, что такие программы чересчур хороши для нашего уставшего (не от телевизионной ли агрессивности в том числе?) народа. О перехватывающих дыхание кадрах с Кирой Муратовой: «Собак и в другом месте много, а кошки — в основном в Одессе». И о том, что Шепотинник выбирает людей, которые будто и не знают всех ответов, даже если их знают...
       Но программа Шепотинника ответы все же дает. Не всегда прямолинейно, по-режиссерски. Поэтому так интересно вслушиваться-всматриваться в «Кинескоп».
       Свободу — место и время в эфире — «Кинескопу»!
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera