Сюжеты

ПОДИУМ НА ГРАНИЦЕ СТОЛЕТИЙ

Этот материал вышел в № 87 от 27 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Настоящая дизайнерская коллекция всегда предлагает новый взгляд на себя в зеркало — как новое самопонимание. Новый путь. Новый стиль. Новое будущее. Смятенная Москва конца 1990-х мается проблемой самоидентификации …Но на Седьмой неделе...


       
       Настоящая дизайнерская коллекция всегда предлагает новый взгляд на себя в зеркало — как новое самопонимание. Новый путь. Новый стиль. Новое будущее. Смятенная Москва конца 1990-х мается проблемой самоидентификации
       
       …Но на Седьмой неделе высокой моды два отечественных дизайнера предложили коллекции цельные, гармоничные, «носибельные».
       Обе — абсолютно московские по духу и по сути. Невозможные без воздуха последних лет. Обе предлагают реальный, живой, достойный образ российской молодой женщины начала ХХI века.
       ...Очень разные коллекции. Очень разные дизайнеры. Виктория Андреянова и Андрей Шаров. Коллекция Андреяновой называется «Осторожно, женщина!» Коллекция Шарова — «Zooрум».
       На подиум выходит дуреха. То ли только что вышедшая из переходного возраста, то ли из «совка» — общенационального строгого и скудоумного инфантилизма длиною в 70 лет. На ней — клетчатое, бесформенное платье, скроенное по косой. Кудерышки. Черные сапоги гармошкой, без которых на Руси от подъезда до автобусной остановки и правда не пройдешь девять месяцев в году.
       Кстати, нечего усмехаться. Все мы такими были.
       ...Вот вторая модель. Что-то сдвинулось во времени, во вкусах, в жестком спросе нормальных работодателей, в самоощущении: на девушке — черный, прямой костюм. Скучноват и обычен, но уже вполне комильфотен.
       ...Третий, темно-синий костюм. В одежде офисной барышни — какой-то неуловимый сдвиг: то ли мягкий, большой, романтический воротник жакета, то ли острый, изящный крой юбки... Но в одежде появилась причуда: жест свободы и знак культуры.
       И дальше пошла вереница именно таких вещей. Плащи из пушистых серо-коричневых шотландских пледов, плащи из металлической ткани, с алюминиевым блеском двухместной авиетки («Это такой знак металла в голосе», — объясняет дизайнер). Черный, темно-синий, золотисто-коричневый, табачный цвета.
       Эта женщина в отличие от иных «европеянок нежных» не успела устать от повсеместного процветания. У нее за спиной, в генах — не гламур, не нью-лук, а унизительная пустыня советского дефицита, бодрый аскетизм трех поколений. А посему — к унисексу и минимализму эту женщину потянет не скоро. Она культурна (и цивилизованна), независима, насмешлива и очень женственна. Свободна от унылой строгости а-ля «служебный роман» 1970-х. Не похожа на пиранью капитализма начала 1990-х — ни кровавых ногтей, ни стальных скул, ни рыночной ласки в голосе, ни бегающего взгляда...
       Не случись того, что стряслось в начале столетия, так могли б выглядеть законные дочери Серебряного века, работающие арбатские барышни из хороших семей, суфражистки начала 1930-х.
       ...Героиня коллекции Андрея Шарова «Zooрум» — дитя Арбата, но — реального, данного в ощущении Арбата 1990-х. Непутевое, но обаятельное дитя. Шалава.
       Ее цвета — лиловый и розовый, карминный, ярко-зеленый, цвет пламени... Ее материалы — шкура пони и антилопы, французское и елецкое кружево, павлово-посадские платки. Юбки отчаянно коротки. Пупок глядит наружу из дерзких оборок. Пиратская, черная, мягкая треуголка украшена ярко-лиловыми страусовыми перьями. Короткие кудри. Браслеты из ложек-вилок. Пестрые сапоги до колена. Кожаный плащ с офигительным декольте.
       ...Эта Москва смотрит куда-то в кислотные дали Калифорнии и Нью-Мексико 1960-х, в Сан-Франциско и Санта-Фе. Это — Москва первых сквотов и первых кофеен, кельтских и японских концертов, вечернего центрового карнавала, замоскворецких безумств галереи «Дом», круглосуточного книжного О.Г.И. Дикая, акробатическая гармония, порожденная все-таки культурой, есть в этом образе женщины. И реальность тоже есть.
       ...Любопытнейшее занятие — на показах сравнивать «наши» и «не наши» коллекции.
       Хороши пестрые, соединенные с кружевом, шелком, холстом, цветными лентами причудливые меха итало-литовской фирмы «Nijole».
       И никакому товарному патриотизму не подвластна элегантность парижского дома Jean-Louis Sherrer. Черные вечерние наряды (дизайнер — 32-летний парижский кутюрье Стефан Роллан) блестят, как мокрый асфальт Вандомской площади. Черные комбинезоны из полос ткани, соединенных прозрачным нейлоном, серебряные иероглифы на спине напоминают о зловещей и гармоничной футурологии балетов Бежара. Мятежный «гламурный рок» почти безупречен, поучителен, как открытый мастер-класс стиля.
       ...Но прочие гостевые коллекции уступают нашим.
       И очень простенькая, хоть и блестками расшитая, и с пантерами на груди, итальянская Krizia. И стандартная, черно-белая, спортивно-простоватая молодежная линия Biblos, и коллекция фирмы Genny. ...И коллекция Жана-Шарля де Кастельбажака «Прекрасная интеллигенция».
       Не впечатляет платье с портретом Джимми Хендрикса на груди (цепочка золотая, 96-й пробы; в наряд вложены сотни часов ручного труда; результат удивительно напоминает майку с фототипией).
       ...Не впечатляет серия вещей, навеянных знакомой музыкой: верх — из красно-синей шотландки советского школьного образца, юбки из российских рыночных ковриков: тигры, медведи, олени с Тушинского вещевого рынка расшиты блестками. Голые руки и плечи. Оленья ушанка. Рядом с «мамой» ковыляет точно такая же девочка-модель лет пяти. Вот так, наверно, выглядят персонажи романа «Кысь»... Но роман и коллекция все же равно фантастичны.
       ...Лет пять назад думали бы: «Ведь мы этого достойны!» Теперь не то. Седьмая неделя высокой моды в Москве показала тенденцию: до признания российских модельеров на исторической родине остались один-два сезона...
       Если не рухнет экономика. Если из-за тех или иных безобразий российскому человеку не станет вообще тошно глядеть в зеркало на самое себя. Если товарный патриотизм сумеет питаться растущим чувством уважения к себе самим как к стране и нации.
       ...Если, если, если.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera