Сюжеты

ПОДИУМ НА ГРАНИЦЕ СТОЛЕТИЙ

Этот материал вышел в № 87 от 27 Ноября 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Настоящая дизайнерская коллекция всегда предлагает новый взгляд на себя в зеркало — как новое самопонимание. Новый путь. Новый стиль. Новое будущее. Смятенная Москва конца 1990-х мается проблемой самоидентификации …Но на Седьмой неделе...


       
       Настоящая дизайнерская коллекция всегда предлагает новый взгляд на себя в зеркало — как новое самопонимание. Новый путь. Новый стиль. Новое будущее. Смятенная Москва конца 1990-х мается проблемой самоидентификации
       
       …Но на Седьмой неделе высокой моды два отечественных дизайнера предложили коллекции цельные, гармоничные, «носибельные».
       Обе — абсолютно московские по духу и по сути. Невозможные без воздуха последних лет. Обе предлагают реальный, живой, достойный образ российской молодой женщины начала ХХI века.
       ...Очень разные коллекции. Очень разные дизайнеры. Виктория Андреянова и Андрей Шаров. Коллекция Андреяновой называется «Осторожно, женщина!» Коллекция Шарова — «Zooрум».
       На подиум выходит дуреха. То ли только что вышедшая из переходного возраста, то ли из «совка» — общенационального строгого и скудоумного инфантилизма длиною в 70 лет. На ней — клетчатое, бесформенное платье, скроенное по косой. Кудерышки. Черные сапоги гармошкой, без которых на Руси от подъезда до автобусной остановки и правда не пройдешь девять месяцев в году.
       Кстати, нечего усмехаться. Все мы такими были.
       ...Вот вторая модель. Что-то сдвинулось во времени, во вкусах, в жестком спросе нормальных работодателей, в самоощущении: на девушке — черный, прямой костюм. Скучноват и обычен, но уже вполне комильфотен.
       ...Третий, темно-синий костюм. В одежде офисной барышни — какой-то неуловимый сдвиг: то ли мягкий, большой, романтический воротник жакета, то ли острый, изящный крой юбки... Но в одежде появилась причуда: жест свободы и знак культуры.
       И дальше пошла вереница именно таких вещей. Плащи из пушистых серо-коричневых шотландских пледов, плащи из металлической ткани, с алюминиевым блеском двухместной авиетки («Это такой знак металла в голосе», — объясняет дизайнер). Черный, темно-синий, золотисто-коричневый, табачный цвета.
       Эта женщина в отличие от иных «европеянок нежных» не успела устать от повсеместного процветания. У нее за спиной, в генах — не гламур, не нью-лук, а унизительная пустыня советского дефицита, бодрый аскетизм трех поколений. А посему — к унисексу и минимализму эту женщину потянет не скоро. Она культурна (и цивилизованна), независима, насмешлива и очень женственна. Свободна от унылой строгости а-ля «служебный роман» 1970-х. Не похожа на пиранью капитализма начала 1990-х — ни кровавых ногтей, ни стальных скул, ни рыночной ласки в голосе, ни бегающего взгляда...
       Не случись того, что стряслось в начале столетия, так могли б выглядеть законные дочери Серебряного века, работающие арбатские барышни из хороших семей, суфражистки начала 1930-х.
       ...Героиня коллекции Андрея Шарова «Zooрум» — дитя Арбата, но — реального, данного в ощущении Арбата 1990-х. Непутевое, но обаятельное дитя. Шалава.
       Ее цвета — лиловый и розовый, карминный, ярко-зеленый, цвет пламени... Ее материалы — шкура пони и антилопы, французское и елецкое кружево, павлово-посадские платки. Юбки отчаянно коротки. Пупок глядит наружу из дерзких оборок. Пиратская, черная, мягкая треуголка украшена ярко-лиловыми страусовыми перьями. Короткие кудри. Браслеты из ложек-вилок. Пестрые сапоги до колена. Кожаный плащ с офигительным декольте.
       ...Эта Москва смотрит куда-то в кислотные дали Калифорнии и Нью-Мексико 1960-х, в Сан-Франциско и Санта-Фе. Это — Москва первых сквотов и первых кофеен, кельтских и японских концертов, вечернего центрового карнавала, замоскворецких безумств галереи «Дом», круглосуточного книжного О.Г.И. Дикая, акробатическая гармония, порожденная все-таки культурой, есть в этом образе женщины. И реальность тоже есть.
       ...Любопытнейшее занятие — на показах сравнивать «наши» и «не наши» коллекции.
       Хороши пестрые, соединенные с кружевом, шелком, холстом, цветными лентами причудливые меха итало-литовской фирмы «Nijole».
       И никакому товарному патриотизму не подвластна элегантность парижского дома Jean-Louis Sherrer. Черные вечерние наряды (дизайнер — 32-летний парижский кутюрье Стефан Роллан) блестят, как мокрый асфальт Вандомской площади. Черные комбинезоны из полос ткани, соединенных прозрачным нейлоном, серебряные иероглифы на спине напоминают о зловещей и гармоничной футурологии балетов Бежара. Мятежный «гламурный рок» почти безупречен, поучителен, как открытый мастер-класс стиля.
       ...Но прочие гостевые коллекции уступают нашим.
       И очень простенькая, хоть и блестками расшитая, и с пантерами на груди, итальянская Krizia. И стандартная, черно-белая, спортивно-простоватая молодежная линия Biblos, и коллекция фирмы Genny. ...И коллекция Жана-Шарля де Кастельбажака «Прекрасная интеллигенция».
       Не впечатляет платье с портретом Джимми Хендрикса на груди (цепочка золотая, 96-й пробы; в наряд вложены сотни часов ручного труда; результат удивительно напоминает майку с фототипией).
       ...Не впечатляет серия вещей, навеянных знакомой музыкой: верх — из красно-синей шотландки советского школьного образца, юбки из российских рыночных ковриков: тигры, медведи, олени с Тушинского вещевого рынка расшиты блестками. Голые руки и плечи. Оленья ушанка. Рядом с «мамой» ковыляет точно такая же девочка-модель лет пяти. Вот так, наверно, выглядят персонажи романа «Кысь»... Но роман и коллекция все же равно фантастичны.
       ...Лет пять назад думали бы: «Ведь мы этого достойны!» Теперь не то. Седьмая неделя высокой моды в Москве показала тенденцию: до признания российских модельеров на исторической родине остались один-два сезона...
       Если не рухнет экономика. Если из-за тех или иных безобразий российскому человеку не станет вообще тошно глядеть в зеркало на самое себя. Если товарный патриотизм сумеет питаться растущим чувством уважения к себе самим как к стране и нации.
       ...Если, если, если.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera