Сюжеты

РОССИЙСКИЙ ПУТЬ К КОРРУПЦИИ

Этот материал вышел в № 89 от 04 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Как Америка поддерживала в России правительственные круги вместо свободного предпринимательства и обманула ожидания российских людей Доклад «Российский путь к коррупции» родился при подготовке аналитического материала о состоянии дел в...


Как Америка поддерживала в России правительственные круги вместо свободного предпринимательства и обманула ожидания российских людей
       

    
       Доклад «Российский путь к коррупции» родился при подготовке аналитического материала о состоянии дел в России на март 2000 года. Тогда американцы решили выяснить, что ожидает нового российского президента.
       Доклад построен на рассмотрении исторических причин, которые привели к современному политическому и экономическому положению Российской Федерации.
       Естественно, в газете невозможно опубликовать весь доклад. Его полная версия занимает около 300 стандартных компьютерных страниц. Перевод делался по «исполнительной» части доклада, то есть по тому, что докладчик непосредственно представил американским слушателям. Здесь мы публикуем фрагменты перевода.
       Наш «вариант» сюжета начинается с апреля 1993 года, когда в США курированием российско-американских отношений занялся вице-президент Альберт Гор. Кандидата на пост президента США часто обвиняют в «странных» связях с бывшим премьер-министром России В. С. Черномырдиным...
       Мы постарались оставить линию развития американо-российских отношений, а также упоминания о действиях, повлекших за собой те или иные изменения в российском обществе.
       За рамками публикации остались некоторые цифры, ссылки на источники (в докладе ссылались даже на «Град Божий» Аврелия Августина) и, к сожалению, некоторые немаловажные факты, как-то: анализ сотрудничества России и Китая и признание фракции «ЯБЛОКО» одной из самых сильных оппозиций. Но нельзя объять необъятное...
       
       Комиссия Гора — Черномырдина
       В апреле 1993-го, во время своей первой встречи с президентом Ельциным, президент Клинтон весьма удачно поручил вице-президенту Гору курировать американо-российские отношения.
       Самоустранение Клинтона и привлечение Гора к руководству наиболее важной внешнеполитической миссией Америки (со времен Второй мировой) — перестройки России после коллапса Советского Союза — имело роковое значение.
       Функция и структура комиссии Гора — Черномырдина гарантировали очевидный провал всей политики администрации Клинтона по отношению к России. Комиссия скорее отвлекала внимание российских правительственных чиновников от того, что должно было быть главным для них пунктом: создания необходимых элементов экономики свободного предпринимательства.
       
       Гор и другие политические функционеры администрации систематически игнорировали свидетельства о коррумпированности своих партнеров
       В 1995 ЦРУ официально направило в Белый дом секретный доклад, основанный на обширном досье управления, в котором документированы случаи коррупции с участием Виктора Черномырдина, в то время — премьер-министра России. Личные доходы Черномырдина, аккумулированные в тот период, когда он занимал государственный пост, согласно российским источникам из системы безопасности, доходят до миллиардов долларов.
       Когда секретный доклад относительно Черномырдина достиг вице-президента Гора, тот отказался его рассматривать. Вместо этого, согласно нескольким источникам в ЦРУ, он отправил его назад в управление, написав на нем слово «дерьмо». Сложно представить более опасную импульсивную реакцию...
       Несколько высших руководителей из администрации Клинтона публично заявляли, что к 1995 году они получили ряд докладов ЦРУ, говорящих о коррумпированности Черномырдина, и что ЦРУ подготовило много других докладов, подтверждающих существование коррупции среди других российских лидеров.
       В то же самое время, когда Гор получил доклад о коррумпированности Черномырдина, вице-президент был несдержан в своих публичных высказываниях о Черномырдине. В Москве в июне 1995-го он сказал: «Друзья имеют право гордиться друзьями».
       Вице-президент Гор отмежевался от «дерьмового» инцидента, сказав: «Я не думаю, что когда-либо писал послание такого рода».
       Другие чиновники администрации, отстаивая позицию Гора, обвинили доклад ЦРУ о коррумпированности Черномырдина в том, что ему недостает «заключительных доказательств». Но доклады управления неизбежно основываются на расследовательских источниках, всегда закрытых.
       Чиновники ЦРУ охарактеризовали сведения относительно Черномырдина, предоставленные Гору, как «более детальные и завершенные, чем обвинения во взяточничестве и распространении инсайдерской информации, которые были сделаны в российских СМИ и где бы то ни было». Тем не менее, в июле 2000-го отвечая на вопрос, коррумпирован ли Черномырдин, Гор ответил: «Я не знаю».
       
       Подъем организованной преступности
       Администрация Клинтона потерпела неудачу с построением экономической стратегии для России, и объятия с коррумпированными чиновниками, включая Виктора Черномырдина, имели серьезные негативные последствия для российской борьбы с организованной преступностью.
       Неспособность администрации Клинтона сосредоточить все внимание на замене коммунизма основными легальными элементами системы свободного предпринимательства способствовала созданию условий, в которых расцвела оргпреступность.
       Выяснилось, что организованная преступность ответственна не только за удары исподтишка и насилие, но также за нечто иное — продавливание контрактов и судебных решений, обеспечение персональной безопасности и даже за распределение оперативных резервов (через взятки коррумпированным чиновникам).
       Олигархическая экономика, созданная при участии и по советам администрации Клинтона, также усугубила мертвую хватку властных коррупционеров в российских правительственных кругах и в большом секторе «приватизированной» экономики, на которую оказывала влияние. Эта чиновничья коррупция препятствовала исполнению закона, а также создавала отношения симбиоза между коррумпированными правительственными чиновниками и оргпреступностью, помогая им в отмывании денег и совершении прочих преступлений.
       Вывезенный российский капитал, оцененный примерно в 500 млрд. долларов (со времен российской независимости), является другой серьезной причиной коррупции и оргпреступности. Даже наиболее консервативные оценки показывают, что суммы денег, покинувших Россию, намного превосходят те суммы, которые приходят изо всех источников, включая прямые иностранные инвестиции в Россию, распухший российский внешний долг и прямую помощь Запада России.
       Склонность администрации Клинтона «забалтывать» плохие новости и игнорировать их значение на руку и организованной преступности, и вывозу капиталов. Попытки администрации бороться с российской оргпреступностью свелись к скромной технической помощи российским правоохранительным органам и созданию представительства ФБР в России. Администрация уделила недостаточно внимания российскому отмыванию денег, что показал скандал вокруг «Бэнк оф Нью-Йорк», связанный с отмыванием около 10 млрд долларов.
       
       1998-й: годы плохих советов завершились тотальным экономическим коллапсом в России
       Кульминацией фатальной макроэкономической «российской» политики администрации Клинтона стал август 1998-го, когда Россия объявила дефолт, а девальвация рубля привела к тотальному национальному экономическому коллапсу. По всем показателям катастрофа была хуже американской депрессии в 1929 году.
       Катастрофа началась 17 августа 1998 года и сразу же распространилась по всей России. Миллионы обычных мужчин и женщин, которые вложили свои деньги в российские банки, потеряли все...
       Когда «пыль» улеглась — в марте 1999-го, рубль и вместе с ним накопления каждого русского за всю жизнь потеряли 75% своей стоимости...
       Разорение российской экономики было куда хуже, чем то, что испытала Америка во времена Великой депрессии...
       Экономический коллапс 1998 года также ускорил углубляющиеся социальные патологии в России. Численность населения России, и без того падающая с 1992 года, стала уменьшаться с огромной скоростью... Экономические трудности оказали влияние на катастрофическое количество абортов... Потребление наркотиков увеличилось во много раз.
       Ухудшение экономических условий привело к росту алкоголизма — этой хронической проблемы России.
       Скачок в потреблении наркотиков привел к увеличению количества ВИЧ-инфицированных, из которых в России 90% — наркоманы...
       Поощрение США федерального правительства России массивными кредитами из МВФ продолжилось, несмотря на отсутствие базового законодательства о свободном рынке.
       Огромная зависимость России от заимствований для финансирования своих ежегодных операций позволила инвесторам требовать непомерных премий, чтобы держать российский долг...
       Администрация Клинтона неверно оценивала результаты такого курса и закрывала глаза на последствия, как и предыдущие пять лет.
       Стратегия администрации Клинтона — массивное кредитование центрального правительства, вместо того чтобы строить систему свободного предпринимательства в России, — оказалась ошибкой исторического масштаба.
       Администрация в действительности захватила МВФ, чтобы осуществить свою экономическую стратегию, и долг МВФ усилил трудности России. Но несмотря на то, что администрация Клинтона инициировала предоставление всех ссуд, которые внесли вклад в полный экономический крах России, она немедленно попыталась дистанцироваться от фиаско. «Это был выбор россиян», — сказал представитель администрации Клинтона.
       Многие россияне (что не удивляет) обвиняли Запад, МВФ и Соединенные Штаты в том, что они преднамеренно вели Россию к краху...
       Результаты полного краха российской экономики в августе 1998-го оказались глубоки. Они все еще чувствуются сегодня.
       
       Быстрое распространение оружия кормит коррумпированную систему
       Инвестиции в Россию уменьшались по мере того, как приток капитала наносил вред частному сектору. Эти нарастающие финансовые затруднения вместе с недостатком дополнительных источников необходимой свободно конвертируемой валюты соблазнили российское правительство на законную и незаконную продажу оружия...
       Неудачная попытка России создать работающую систему свободного предпринимательства остановила преобразование военного сектора экономики.
       В советские времена единственным сектором промышленности, в котором Россия пользовалась конкурентным преимуществом на мировых рынках, был военно-промышленный сектор: военное оборудование, вооружение и связанная с этим техника...
       Несмотря на то, что в 1992 году началось сокращение прежнего советского военно-промышленного комплекса, большая часть той инфраструктуры остается в России.
       Этот огромный военно-промышленный комплекс столкнулся с необходимостью продавать свою продукцию очень быстро и в максимальных количествах, часто пренебрегая собственной безопасностью России...
       Многим в российском правительстве казалось, что экспорт такой чрезвычайно ценной «контрабанды» решит несколько проблем. Это привлекло бы свободно конвертируемую валюту; это использовало бы существующие русские активы; это дало бы работу тысячам безработных россиян.
       Официальная российская политика в конечном счете начала действовать согласно с этими заблуждениями.
       Президент Путин недавно поправил декрет Ельцина 1992 года, ограничивающий российскую ядерную помощь странам, чьи ядерные программы полностью не проверены Международным агентством по атомной энергии, включая Иран и Северную Корею.
       Вина администрации Клинтона за такое распространение простирается за рамки создания экономических предпосылок для этого. Администрация последовательно не заостряла внимание на распространении оружия во время дискуссий с российской стороной, игнорируя достоверные сведения Америки и Израиля о том, что это распространение имеет место, принимая российские гарантии, которые не заслуживали доверия, и настоятельно сопротивляясь попыткам обеих партий, которые выступали в конгрессе с требованиями противостоять этому распространению.
       
       От дружбы до холодного мира: отношения США и России в течение 1990-х
       Восемь лет назад декларированной целью российского правительства стал официальный союз с Соединенными Штатами. Россия проводила проамериканскую внешнюю политику, и к Соединенным Штатам простые россияне испытывали беспрецедентное восхищение. Сегодня отношения Соединенных Штатов с Россией разрушены...
       Экономические «советы», которые администрация Клинтона предложила России, были настолько плохи, что 81% россиян полагают, что это было преднамеренно разработано, чтобы сделать Россию второстепенной державой. По некоторым опросам, президент США стал одним из наиболее непопулярных зарубежных политиков в России, уступая только Саддаму Хусейну. Представления об Америке постоянно ухудшались во время всего политического курса администрации Клинтона, и эти взгляды разделялись всеми социальными слоями российского общества и всеми возрастными группами.
       В результате сегодня простые россияне вырабатывают в себе враждебность к Соединенным Штатам, чего за десятилетия холодной войны не смогла достичь советская пропаганда.
       Крах американского престижа в России был в значительной степени вызван провалом того, что россияне воспринимают как «американскую модель» экономической и политической реформ, — то есть политические советы, предложенные администрацией Клинтона. Россияне видят результаты этого провала повсюду. Россия сегодня более коррумпирована, более беззаконна, менее демократична, более бедна и более непостоянна, чем это было тогда, когда к власти пришли президент Клинтон и вице-президент Гор — она стала обществом, которое российские и американские обозреватели холодно называют «веймарская Россия».
       Политический вакуум, созданный этим провалом, «воодушевил» некоторых наиболее ретроградных, антиамерикански настроенных фигурантов российской внешней политики. Многие их взгляды в последнее время стали мнениями российских официальных лиц. В результате российское правительство сегодня работает против американской международной политики и безопасности, часто за счет собственных долгосрочных интересов.
       Совместно с конкурентами и врагами Соединенных Штатов российские спецслужбы поддерживают отношения с Кастро и его «прослушивающим» постом в Лурдес (Куба); работают с Пекином, возобновляют политические и военные связи с режимами-париями в Ираке, Северной Корее и Ливии; культивируют диктатуру Милошевича в Белграде.
       Спустя восемь лет после того, как Россия объявила своей целью официальный союз с Соединенными Штатами, российская внешняя политика регрессировала до предперестроечного периода холодной войны.
       Не далее чем в июне 2000-го, за несколько недель до посещения президентом Путиным Северной Кореи, компании по производству комплектующих ракет в России и Узбекистане совместно работали над продажей Северной Корее специального алюминиевого сплава, необходимого для изготовления ракеты, лазерных гироскопов, используемых в навигации ракеты, и соединителей и реле, используемых в электронике ракеты.
       Российское правительство усилило свои возражения расширению НАТО и рьяно стремится ослабить связи между Соединенными Штатами и натовской Европой.
       Вряд ли можно представить себе более беспокоящий контраст с атмосферой начала 1990-х. Все же, несмотря на то что администрации Клинтона пришлось столкнуться с последствиями своей политики, она гордилась тем, что удалось избежать худшего сценария — такого, как восстановление советского коммунизма, военной диктатуры или развязывание ядерной войны. Такое видение примечательно тем, что оно неадекватно воспринимает то, что могло быть сделано в этом столетии для России и для внешней политики США.
       
       Несмотря на годы провальной политики, яркое будущее России все еще возможно
       Задача, стоящая перед Россией в 2000 году, по существу, та же самая, что и в 1992-м. Так как начало закладки экономики свободного предпринимательства не получило существенного развития, такая работа должна начаться всерьез сейчас. Но необходимо принять во внимание тот факт, что российские условия в 1992 году были чрезвычайно «гостеприимны» к такому свершению, в то время как за последующие годы провальной политики это преимущество было утрачено.
       Теперь, когда многие россияне озлобились на «реформы», необходимая работа будет гораздо труднее. Несмотря на масштаб этой задачи, перспектива для России не так уж сурова.
       Медленное экономическое продвижение, которое началось в 1999-м, получило некоторый импульс в 2000-м...
       Важно, что российское правительство использует «передышку», созданную высокими ценами на нефть, чтобы осуществить весьма необходимое налоговое упрощение и сокращение правительственных расходов...
       Зарубежные инвестиции экспериментально поднимаются до «предавгустовского» уровня 1998 года...
       Россия имеет другие собственные активы, которые не были стерты ни экономическим крахом 1998-го, ни десятилетиями советского коммунизма. Например, недостаток академической свободы советского государства выравнивался его пристальным вниманием к обучению ученых и специалистов.
       Высокий уровень образования и навыков в различных областях среди российской рабочей силы — неповрежденный актив, которым Россия все еще обладает.
       Возможно, наиболее важно для будущего России — то, что молодые россияне куда более благосклонно относятся к демократии и свободному предпринимательству, чем их старшие соотечественники. Молодое поколение в России в меньшей степени находится под влиянием наследства советского коммунизма, чем его родители; оно показывает предпринимательский дух, неизвестный в советское время...
       Богатая культура России, которая связывает ее людей и которой восхищаются во всем мире, также создает ту основу, на которой заново строится нация.
       Россия — большая страна и должна в конечном счете сама определить собственный курс...
       Как ведущая в мире демократия свободного предпринимательства, Соединенные Штаты являют собой наиболее существенную гарантию будущего России, если Россия выберет свободу...
       Америка и Россия потеряли десятилетие. Растущее отчуждение между Россией и Соединенными Штатами, враждебность по отношению к американским интересам, отраженная во внешней политике России, и признаки авторитаризма в пост-ельцинской эре свидетельствуют, что Россия сталкивается с огромными проблемами, потому что американская внешняя политика была слаба. Но еще не слишком поздно для Соединенных Штатов начать помогать переходу от коммунизма к свободной торговле, от авторитаризма к демократии. Просто требуется, чтобы мы начали сначала. Только на сей раз — с ясной целью.
       
       P.S.
       Нам удалось связаться с коллегой господина Кокса Полом Вилкинсоном (он, кстати, также участвовал в разработке аналитических материалов о состоянии дел в России), который от имени конгрессмена любезно позволил опубликовать доклад.
       А в следующем понедельничном номере «Новой газеты» читайте интервью с господином Кристофером Коксом, где он поделится своим мнением о том, что происходит в России в настоящее время.

       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera