Сюжеты

ДВОЙНОЙ НАЛОГ С ДЕТЕЙ

Этот материал вышел в № 89 от 04 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Все преступление абитуриента в том, что он хочет учиться дальше У меня новый класс. Десятый «Б». На уроке написал на доске математическую формулу. Цель была простая: уточнить, что они уже проходили, а что — нет. Это, кстати, одна из...


Все преступление абитуриента в том, что он хочет учиться дальше
       
       У меня новый класс. Десятый «Б».
       На уроке написал на доске математическую формулу. Цель была простая: уточнить, что они уже проходили, а что — нет. Это, кстати, одна из проблем дарованной нынче учителю хартии вольностей в выборе программ и учебников — при переходе класса от учителя к учителю, как и при переходе ученика из школы в школу, возникают всяческие нестыковки.
       Только не надо думать, что коли есть такая проблема — дарованные вольности, то разнообразие и право выбора у учителя надобно отобрать. Ни в коем случае! Много лет я работал, как и все вокруг, по единому учебнику, единой программе, когда шаг в сторону — расстрел. Это было, конечно, куда лучше для производства единого советского человека, но — не для учителя и не для учеников, которые всегда разные, всегда штучные, всегда личности и индивидуальности. Просто ни одна самая разумная новая модель не обходится без своих издержек, о чем нельзя забывать любым реформаторам, в том числе и реформаторам образования.
       Впрочем, о реформе образования чуть позже. А пока вернемся на урок, к написанной формуле. Была у меня еще одна цель: понять, насколько мой новый класс умеет логически мыслить, доказывать. Спросил:
       — Формула верная?
       — Конечно, верная! — с ходу ответил самый бойкий в классе, Дима Тишкевич.
       — А почему? — я по наивности вел к доказательству, а Дима все так же уверенно отвечал:
       — Да ведь эта формула на обложке нашего учебника написана! Значит, точно верная.
       Все рассмеялись. А я стал выяснять: чему, собственно, смеемся, разве Дима не прав? Ведь действительно в учебнике, и уж по крайней мере в учебнике математики, а тем более на его обложке обычно написаны верные формулы. Так зачем вообще что-то доказывать, подвергать сомнению? Может, все эти сомнения, рассуждения, доказательства вообще выкинуть из учебников? Оставить сборник рецептов: делай так! Как, между прочим, и было когда-то в математике. В том же Древнем Египте знали, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Ну и зачем это доказывать? Дают готовую формулу — бери и применяй. Что, как известно, вполне успешно и делали египтяне при разливах Нила и строительстве пирамид.
       Но кто-то вспомнил про Грецию, про Пифагора, про Евклида с его аксиомами и теоремами.... А кстати, почему в Греции надо было что-то доказывать, а в Египте — нет?
       — Да потому что в Греции была демократия, а в Египте — фараон! — сказала исторически подкованная Ира Корчагина.
       
       Вспомнился мне этот эпизод, этот полушутливый разговор о вещах, вообще-то и определяющих суть и смысл деятельности, которой занимаюсь, суть и смысл образования и воспитания, когда в очередной раз услышал, что в связи со всеобщей гуманизацией и гуманитаризацией школы надо сокращать часы математики. Потому как не имеет она нужного воспитательного потенциала!
       Если наша цель — фараон и «делай так», то, конечно, не имеет. Зачем учиться думать, рассуждать и доказывать? Зачем разные мнения и сомнения? Разные учебники? Разные газеты? Разные телеканалы?
       Лучше одинаковые. Еще лучше и экономичнее — один учебник, одна газета и один телеканал. При этом «Правдой» на сей раз можно назвать не только газету, но и учебник.
       Дима, конечно, сострил. Ребята рассмеялись, потому что оценили его иронию. Они из того поколения, которое не в курсе, что учение может быть всесильно, потому что оно верно (а верно потому, что на обложке написано: краткий курс). В этом, наверное, одно из главных завоеваний последнего десятилетия нашей школы и нашей жизни.
       Как-то очень не хочется все это потерять. На сей раз я даже не об унификации газет, радиостанций и телеканалов, а о предполагаемом школьной реформой едином общенациональном выпускном тестировании.
       Может быть, прилежный читатель «Новой газеты» помнит: уже не раз приходилось мне говорить и писать о вопиющей нестыковке между школой и вузом, о проблемах выпускных и вступительных экзаменов. Но пока мы обсуждаем и решаем, школьники и их родители голосуют ногами: ребята уходят из школы в экстернат, чтобы «побыстрее спихнуть то, что вам надо, и заняться тем, что мне надо», как доходчиво объяснил мне один абитуриент.
       До недавнего времени ребята уходили от ненужного дубляжа школьных и вступительных экзаменов с помощью медкомиссий. При этом после массовых июньских эпидемий в июле наступало столь же массовое исцеление — и выпускники шли сдавать конкурсные экзамены в вузы. «Откос» от школьных экзаменов принял такой масштаб, что министру образования пришлось издавать весьма строгий приказ, резко ужесточивший возможности медоткоса от выпускных испытаний. Но с помощью приказов и запрещений болезни (не выпускников, а системы образования) не лечатся, а только загоняются внутрь.
       
       Мы проводим государственные выпускные экзамены. Если мы доверяем их результатам, то зачем проводим сразу вслед за ними вступительные — на том же школьном материале? А если не доверяем (и во многом справедливо), то зачем вообще все это?
       Четверть века в школе готовлю своих учеников к поступлению в вузы, и они успешно поступают в самые престижные университеты. Но это не мешает мне осознавать всю абсурдность системы вступительных экзаменов с ее стремлением поймать, уличить, срезать. Какова цель всей этой системы? Я вижу только одну: не дать возможности продолжить образование тому, кто этого хочет.
       Налоговые законы ограждают налогоплательщика от двойного налогообложения, а двойное педагогическое налогообложение наших детей узаконено — потому что такова наша традиционная экзаменационная система: стрессогенная, дорогая и неэффективная. Даже преступник по закону не отвечает дважды за совершенное преступление, а все преступление абитуриента в том, что он хочет учиться дальше.
       Но нет такого абсурда, к которому не умеет приспособиться наше уникальное население. Приспособились и к неотвратимости экзаменационных билетов.
       О том, что российский школьник не только один из самых грамотных, но и один из самых списывающих в мире, известно всем. Стоит подумать о нравственных последствиях того, что из поколения в поколение списывание и шпаргалки (то бишь подлог и обман) являются для нас едва ли не единственной формой выживания в детские годы перед лицом бесконечных и непосильных контрольных и экзаменов.
       О коррупции на вступительных экзаменах написано уже столько, что не стоит и повторяться. Опубликованы тарифы — в зависимости от вуза и специальности. Заметьте, даже репетиторов ищут сегодня не как прежде — опытных, квалифицированных, а просто и недвусмысленно: из данного вуза. Видимо, в каждом вузе своя особая теорема Пифагора и ни на кого не похожее основное тригонометрическое тождество.
       Приучив школьника и абитуриента к двойной экзаменационной морали, к элементарному вранью и утаиванию истинных результатов обучения, мы потом шумно требуем от того же налогоплательщика заплатить налоги, от бизнесмена — не утаивать прибыль, мы хотим увидеть честных политиков, непродажных журналистов, независимых судей...
       Вот почему начинать надо со школы. Наконец-то не только в обществе и профессиональной учительской среде, но и в правительстве, в министерстве что-то (кажется) стало меняться, и правительственная программа впервые начинается с раздела «Образование», и в бюджете страны вроде бы образование впервые становится одним из главных приоритетов, и создана федеральная комиссия по единому государственному экзамену, и ваш покорный слуга прилежно в этой комиссии заседает.
       
       Так отчего же вместо радостных ожиданий — тревожные опасения? Оттого, что самый опасный период для любой, даже самой вроде бы актуальной и разумной идеи — это попытка ее реализации. Особенно в нашем отечестве. А с будущего года начнется эксперимент по единому экзамену в нескольких добровольно идущих на это регионах России.
       Конечно, непросто создать саму процедуру честных и равных для всех испытаний, которые станут и итогом школьной жизни, и возможностью продолжить образование, сделать результаты прозрачными, а комиссии — независимыми. Хотя есть опыт многих стран, идущих по этому пути, тот же французский «бак», отработанный до тонкостей.
       Но еще больше меня тревожит содержание этого единого экзамена. Почему-то всем представляется тест типа: «Куда впадает Волга? В маразм, в истерику или в Каспийское море» — и нужно крестиком отметить правильный ответ.
       Последствия расстановки таких крестиков для будущего страны нетрудно предугадать. Ведь под национальный экзамен неизбежно будет подстраиваться все образование. Выпускной экзамен — это самый мощный рычаг влияния на школу, и даже не только на старшие классы. Увы, мы давно уже не столько учимся и учим, сколько готовимся к экзаменам.
       Прав, конечно, уехавший в Поволжье строить даже не град, а федеральный округ Китеж прагматичный утопист Петр Щедровицкий: мотивацией ученика должен быть не экзамен, а само получение знаний. Однако сегодня это не так.
       Тесты с игрой в крестики-нолики — это прощание с мнением, рассуждением, аргументом и доказательством правоты, с надеждой на думающее поколение. Делай так и только так, и вперед к фараонам!
       
       Во всем так называемом цивилизованном мире после недолгого и провального увлечения подобными тестами (простыми в изготовлении и потому дешевыми — вот в чем искушение) перешли к экзаменам, где есть и простые вопросы с выбором ответов, но есть и другие, где нужно написать решение, изложение, даже мини-сочинение. То есть к экзаменам, по содержанию близким к нашим традиционным.
       Конечно, если понадобится, я научу и Диму, и Иру, и весь десятый «Б» расставлять крестики где положено. И они, смеясь, расставят их на едином национальном экзамене. Но я боюсь, что следующий десятый «Б» уже не будет смеяться, а отнесется ко всему этому всерьез...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera