Сюжеты

ФАЛЬСТАРТ ПО-ИРКУТСКИ

Этот материал вышел в № 89 от 04 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Мастера грязных предвыборных технологий «мочат» губернатора за полгода до выборов В редакцию «Новой газеты» попал один довольно любопытный документ. Обширный (на 35 страниц) аналитический доклад, составленный Центром регионального анализа...


Мастера грязных предвыборных технологий «мочат» губернатора за полгода до выборов
       
       В редакцию «Новой газеты» попал один довольно любопытный документ. Обширный (на 35 страниц) аналитический доклад, составленный Центром регионального анализа и прогнозирования Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, подробно рассказывает о системе грязных предвыборных технологий, получивших, по мнению авторов произведения, самое широкое распространение в последние годы. Доклад так и называется: «Нелегитимные политические технологии в российских избирательных кампаниях»
       
       В документе очень подробно и с конкретными примерами из российской практики расписывается целый набор всевозможных приемов, которыми пользуются мастера грязного пиара, чтобы опорочить в глазах общественности того или иного политического деятеля, будь то действующий депутат, глава администрации или соискатель места в российской власти. Эти приемы уже давно всем известны, и, рассматривая предвыборные кампании последних двух лет, довольно легко вспомнить ряд случаев, когда они использовались.
       Авторы доклада пишут, что один из наиболее излюбленных и изощренных приемов черных пиарщиков — распространение слухов о «принадлежности кандидата или его близких родственников к определенной этнической группе или сексуальному меньшинству». Здесь на ум сразу приходит случай из парламентской предвыборной кампании 1999 года, когда один из центральных телеканалов показал невесть откуда взявшихся странных молодых людей, которые называли себя гомосексуалистами и заявляли, что все российские геи будут поддерживать на выборах Григория Явлинского.
       Обвинения в гомосексуализме стали «особо модной фишкой» в российской политической жизни. Так, например, недавно в одной из центральных газет появилась информация, что губернатор Иркутской области Говорин — гомосексуалист. Подтверждалось это весьма забавно — автор заметки откуда-то узнал, что губернатор Говорин регулярно посещает иркутский Дом-музей декабриста Волконского, где местный артистический бомонд проводит вечера классической музыки. В подобном факте в принципе ничего особенного нет, это, наоборот, может быть даже и плюсом губернатору, заботящемуся о культурном наследии. Но тут выяснился один нюанс: оказывается, директор музея подозревается в гомосексуализме. Этого автору заметки показалось достаточно, чтобы сделать вывод: Говорин — тоже гомосексуалист. Тут, конечно, хоть стой, хоть падай, но ведь найдутся люди, которые сочтут такую логику вполне нормальной.
       Вообще в контексте данного доклада фигура иркутского губернатора по-своему уникальна. До губернаторских выборов в области — еще целых полгода, а количество разного рода разоблачительных материалов про губернатора, появившихся в различных СМИ, не поддается никакому подсчету (любопытно, кстати, что раньше о Говорине вообще почти никто не писал, его даже называли «тихий губернатор»). Уникален Говорин прежде всего тем, что система выдвигаемых против него обвинений в прессе почти на сто процентов совпадает с тем набором «грязных» методов, которые описаны в докладе «Нелегитимные политические технологии в российских избирательных кампаниях».
       Например, один из самых распространенных черных пиаровских приемов — приписывание «заказанному» политику дружбы с особо непопулярной в российском обществе персоной. Говорина внезапно уличили в дружбе с Анатолием Чубайсом, чему вообще-то никаких реальных подтверждений нет, но даже если это и так, то подобный говоринский прагматизм надо только приветствовать, ведь дружба с главным энергетиком страны — это решение целого ряда проблем для жителей любого российского региона.
       Помимо дружбы с непопулярным общественным деятелем, «клиента» (то есть Говорина) уличили и в связях с крупным бизнесом, что, по мнению авторов доклада, по-прежнему создает негативное впечатление у российского электората. Еще недавно Говорин «в порочащих связях» замечен не был, но чем ближе выборы, тем больше у него появилось «близких друзей» среди иркутских бизнесменов. Разумеется, никаких доказательств этой дружбы авторы газетных разоблачений не представляют, но тут важно само слово, факты вроде как ни к чему. А чего стоят яростные обвинения Говорина в развале экономики области, которые в отрыве от реальных фактов кажутся убедительными, но мало согласуются с тем, что при его правлении в Иркутском регионе началось реальное оживление местного производства.
       Главная же тема подобных разоблачений, особо модная в последнее время (и об этом авторы доклада по понятным причинам не пишут), — убедительные заверения, что политик (в нашем случае Говорин) якобы особо нелюбим Кремлем и лично президентом Путиным. В случае с Говориным это мотивируется тем, что он в свое время поддерживал на выборах ОВР, чего российский президент якобы никогда не простит ни одному российскому губернатору.
       Возможно, губернатор Говорин вовсе не святой и, как каждый российский губернатор, по-своему не без греха. Интересно в данной ситуации лишь то, что нынешняя критика в его адрес слишком уж напоминает работу тех, с кем эксперты Центра регионального анализа и прогнозирования призывают бороться всеми возможными способами. Фальстарт черных пиарщиков, безусловно, заметили не только иркутские избиратели, но и кремлевские чиновники. Занятно, понимают ли сами мастера грязных предвыборных технологий, что, поспешив, они не только смешат публику, но и оказывают медвежью услугу своим невидимым (пока) заказчикам?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera