Сюжеты

ПРОГРАММНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ОБЪЕДИНЕННОЙ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Этот материал вышел в № 89 от 04 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

ПРОЕКТ к II съезду РОСДП В ХХ веке в России была предпринята беспрецедентная попытка построить бесклассовое общество на принципах свободы, равенства, справедливости, солидарности и процветания — своего рода «царство небесное» на земле. Это...


ПРОЕКТ к II съезду РОСДП
       
       В ХХ веке в России была предпринята беспрецедентная попытка построить бесклассовое общество на принципах свободы, равенства, справедливости, солидарности и процветания — своего рода «царство небесное» на земле. Это кардинально изменило российское общество и оказало огромное влияние на весь мир.
       Пало царское самодержавие, просуществовавшее более 300 лет. Пришедшее ему на смену в результате Февральской революции Временное правительство оказалось политически слабым и не способным осуществить демократические преобразования. Власть захватили большевики. Сделав ставку на классовую борьбу и диктатуру, они пошли на слом государственных, политических, экономических, социальных и общественных структур царской России, на непосредственное внедрение коммунистических принципов. Была развязана Гражданская война, имевшая тяжелейшие моральные и социальные последствия, приведшая к разрушению экономического потенциала страны.
       Когда в Центре, а потом и в отдаленных регионах против советской власти и ее политики выступило крестьянство, положение в стране стало критическим. В этих условиях Ленин провозгласил новую экономическую политику, что означало «коренное изменение точки зрения на социализм». Результатом новой политики стал быстрый подъем экономики, производства товаров, продовольствия, что позволило уже к 1926 году достичь уровня развития дореволюционной России.
       Трудно сказать, какими были бы дальнейшие шаги большевиков под руководством Ленина, но после его смерти возобладала линия на свертывание нэпа, проведение в жизнь индустриализации, а затем и коллективизации, не считаясь с тем, какую цену должны были заплатить за это граждане России. Экономические преобразования сопровождались политическими репрессиями, партийными «чистками», созданием тюремных лагерей. В конечном счете эта линия привела к созданию в стране тоталитарного режима, который обеспечивал абсолютный контроль над всеми сферами жизни.
       Большевики победили под лозунгами: «Власть — Советам!», «Земля — крестьянам!», «Мир — народам!», «Свобода — угнетенным!». На самом же деле власть оказалась в руках партийной номенклатуры, крестьяне лишились собственности на землю и прав распоряжаться продуктами своего труда. Вместо свободы и демократии — бесправие народа. Используя пропаганду и абсолютный контроль над образованием, культурой и средствами информации, большевикам удалось убедить людей, что трудности и жертвы необходимы ради будущего — их собственного, их детей и внуков. Именно поэтому даже в условиях тоталитарного общества люди, надеясь на лучшее, а также из-за страха перед репрессивным режимом трудились во имя будущего.
       Были осуществлены модернизация страны, культурная революция и одержана победа в тяжелейшей войне с нацистской Германией, спасшая страну и мир от фашизма. Эта победа, несмотря на все огромные жертвы, стала высшим достижением народа за все советское время.
       После определенных демократических шагов, осуществленных под руководством Хрущева после смерти Сталина, тоталитарный режим хотя и видоизменился, стал менее репрессивным, но в основном сохранился. В годы правления Брежнева были предприняты попытки придать благообразный вид существующей власти, не меняя ее сути. Централизованное государство, командная система экономики, абсолютный контроль КПСС, всевластие партийной и управленческой бюрократии, жесткая цензура, постоянная пропаганда, не обходившаяся без лжи даже тогда, когда пыталась говорить правду, и бесправие народа — все эти характерные черты тоталитарного общества сохранялись.
       Жизнь опрокинула эту модель организации общества, ибо она оказалась не способна реагировать на вызовы научно-технического прогресса. Она начала давать сбои. Располагая колоссальными природными и интеллектуальными ресурсами, страна не смогла обеспечивать даже самые необходимые потребности своих граждан. Отставание и застой стали очевидным фактом.
       Общество оказалось перед необходимостью нового выбора. Страна вступила в полосу глубоких перемен. Это прежде всего нашло свое выражение в политике перестройки, которую проводило руководство страны во главе с Горбачевым, пришедшим к власти в 1985 году. Осуществление перестройки вывело страну всего за несколько лет из несвободы, тоталитарного режима на путь свободы и демократии.
       Несмотря на допущенные перестройщиками ошибки и просчеты, были решены главные задачи. В стране впервые за всю историю были проведены свободные выборы, утвердились свобода слова, духовная свобода, свобода вероисповедания. Стал фактом политический и экономический плюрализм. Было покончено с «холодной войной». Страна открылась для сотрудничества с другими народами.
       Перемены, происходившие в рамках перестройки, задели интересы многих, прежде всего партийной номенклатуры. Многие из них стали на путь противодействия перестройке, устранения руководства реформаторов от власти. В конечном счете это закончилось путчем, дезинтеграцией страны, чем воспользовались Ельцин и его сторонники, для которых главным было захватить власть и которые меньше всего заботились о народе и его жизни.
       Произошла полная ревизия стратегии перестройки. России был навязан авантюристический курс — и в строительстве государства, и в экономике, и в социальной политике. Последующие десять лет обернулись колоссальным разрушением страны и обнищанием миллионов граждан. Страна оказалась в глубоком всеохватывающем кризисе.
       
       I. Системный кризис российского общества
       В ХХI век российское общество входит со смешанными чувствами глубокого разочарования и смутной надежды. Разочарование относится прежде всего к социально-экономической политике, проводившейся в стране с конца 1991 года.
       Люди, получившие в то время власть, обещали посредством радикальных рыночных реформ быстро реализовать основные чаяния населения. Они получили под эти планы небывалую поддержку, но жестоко обманули тех, кто их поддержал. Создано общество массовой бедности и вопиющего социального неравенства. Они критиковали советскую экономику за ее планово-распределительный характер, а вместо нее построили экономику без всякого роста и с огромными частными состояниями, то есть экономику, перераспределившую доходы большинства населения к кучке новых богатых.
       Они критиковали советскую экономику за то, что она сидит на нефтегазовой игле, а сами создали экономику, в которой ТЭК является чуть ли не единственным финансовым источником страны, а остальная промышленность либо разрушена, либо приведена в состояние глубокого упадка.
       Если в советское время нефтедоллары использовались не только для обеспечения потребностей военно-промышленного комплекса, но и на создание новых рабочих мест, закупку новых технологий и социальные нужды, то сегодня львиная доля этих доходов оседает на частных банковских счетах, идет на удовлетворение потребностей новых богатых.
       Они обещали рынок и частную собственность как средства повышения эффективности экономики и улучшения жизни населения, а произвели отчуждение государственной собственности в пользу узкого круга частных лиц, имевших на нее ничуть не больше прав, чем все остальные.
       Появившийся еще в годы перестройки производительный мелкий и средний бизнес сегодня еле дышит, обложен со всех сторон налогами, бандитскими «крышами» и вымогательством чиновников.
       Вместо обещанной советским людям конкуренции вся экономика пронизана монополизмом, протекционизмом и коррупцией. Главный рынок, который был создан, — это рынок льгот и преференций для узкой группы приближенных к власти. Экономика как была, так и остается плановой, только в советское время осуществлялось легальное планирование, а теперь в масштабах всей страны проводится тайное планирование чиновниками в пользу своих взяткодателей.
       Они обещали правовое государство, а создали общество невиданной коррупции и организованной преступности, в котором граждане не доверяют ни судам, ни милиции. Воровство бюджетных средств стало вторым по доходности видом бизнеса после нефтегазовых махинаций.
       Они обещали гражданское общество и демократию, разделение властей и многопартийность, а создали политический режим, при котором полномочия исполнительной власти непомерно раздуты, парламент и региональные законодательные органы сведены до уровня практически декоративных органов. Органы местного самоуправления не имеют ни реальной силы, ни полноценного бюджета, судебная власть беспомощна.
       Это всесилие исполнительной власти — как федеральной, так и региональной — при полном отсутствии ответственности обернулось в результате режимом чуть ли не выборной монархии.
       Избирательное законодательство наполнено скрытыми и явными имущественными и административными цензами, что делает любого кандидата заложником финансовых «спонсоров» и держателей административного ресурса. Для недопущения к власти политических оппонентов в качестве оружия — в точном, а не переносном смысле слова — систематически используются чрезвычайно агрессивные пропагандистские кампании.
       Они обещали свободу слова и независимость СМИ, а создали общество, в котором крупнейшие электронные и бумажные СМИ принадлежат либо исполнительной власти, либо крупным финансовым группам; и те и другие используют их в основном для реализации своих частных интересов.
       Все это отягощено деградацией системы социального обеспечения и отсутствием инвестиций в науку, образование, жилищное строительство, которые были одними из лучших в мире. Последствиями стали утечка умов и снижение средней продолжительности жизни.
       Дух товарищества, уверенность в завтрашнем дне, надежды на лучшее, превалировавшие в обществе в период перестройки, сменились завистью и себялюбием, неверием в возможность улучшений и ощущением отсутствия перспектив.
       Все это способствовало появлению самых архаичных механизмов определения статуса человека в обществе, таких, как «право сильного» и бессовестный эгоизм. Образовалась сильнейшая отчужденность в обществе и его атомизация, наглядно выразившаяся в распаде профессиональных сообществ и дружеских связей, в резко снизившемся уровне доверия.
       Почти все общество разделилось на властвующих и подвластных, сильных и слабых. Политическая элита практически срослась с финансовой. В результате создана власть, оторванная от народа, снявшая с себя ответственность за народ и решающая свои собственные проблемы.
       При этом класс сильных подвергся глубокому моральному разложению, делает буквально все, что хочет. Эти пятьдесят–сто тысяч человек практически определяют судьбы всех остальных.
       Основная часть населения совершенно деморализована. Она фактически согласилась с тем, что у обычного человека просто нет реальных способов изменить свою жизнь к лучшему в материальном плане, не говоря уже о защите чувства собственного достоинства. Им подолгу не платят зарплату, они не бастуют — «бесполезно» и не увольняются, пытаясь вместо этого где-то подработать, соглашаясь на работу на износ за мизерную плату.
       Общество переживает глубокий моральный кризис. Если запуганность и социальная пассивность большинства россиян не будет преодолена, если граждан не объединят социальная солидарность и сопротивление угнетению и беззаконию, то судьба нашей страны будет печальной. Не допустить подобного развития событий — общенациональная задача.
       
       II. Социал-демократическая альтернатива
       Россия устала от радикальных экспериментов левого и правого толка. Российская объединенная социал-демократическая партия готова участвовать в формировании и реализации стратегии выхода из нынешнего тяжелого кризиса.
       Мы предлагаем социал-демократическую альтернативу, основываясь на принципах нашего движения, то есть принципах свободы, социальной справедливости и солидарности с учетом тех вызовов, которые диктуются реальным положением дел в России и тенденциями глобализации мировой экономики.
       Мы предлагаем нашу Программу не только сторонникам социал-демократических идей. Мы предлагаем ее всем гражданам страны: беспартийному и политическому активисту, действующей власти и оппозиции, предпринимателю и наемному работнику, государственному служащему и человеку свободного труда.
       Мы — за свободу, то есть за предоставление каждому человеку возможностей реализации своих легальных устремлений; мы против деспотизма, репрессий, угнетения, эксплуатации и дискриминации в любых формах и по любым основаниям: политическим, религиозным, национальным, сословным, классовым, экономическим, половым, возрастным и т.д.
       Мы — за справедливость, то есть за реализацию всех прав человека и за отношения между людьми, группами людей, сословиями, классами и государством на основе их взаимного признания и уважения; за эквивалентное распределения благ, при котором преимущество в получаемых благах у одной из сторон не ущемляет достоинства другой и либо эквивалентно оплачено, либо компенсировано большими заслугами в совместной деятельности.
       Мы — за солидарность, то есть за товарищество, взаимопомощь, совместное отстаивание общих интересов, совместное противостояние угнетению, насилию и эксплуатации.
       Мы — за гуманизм, за максимально полную реализацию человеческих способностей к познанию и творчеству, против ущемления свобод в пользу тоталитарных догм и против захвата благ и ресурсов в эгоистической циничной борьбе.
       Мы — та сила, которая последовательно и открыто соединяет свободу и справедливость в противовес коммунистическому и либеральному фундаментализму, то есть являет собой «золотую середину» и дальше всего отстоит от любого идейного и политического радикализма.
       Мы — за социальное партнерство, то есть за взаимное признание общественных групп с различными интересами и за их взаимодействие на основе компромисса, не ущемляющего принципов справедливости.
       Мы — за прогресс с человеческим лицом, то есть за такой процесс общественного развития, когда гармонизируются общество и природа. Такого прогресса можно достичь лишь при успешном сочетании в обществе принципов справедливости, гуманизма и социального партнерства.
       Мы — за сохранение природного равновесия и многообразия, за очищение промышленных производств от вредных технологий, уже уничтоживших многие биологические виды и ставящих под угрозу выживание других видов и самого человека, за исцеление ран, нанесенных биосфере хищнической эксплуатацией. Живое должно жить.
       Мы — против организации социальных катаклизмов, за эволюционный подход к развитию общества, против революционных ломок.
       Мы — за то, чтобы на деле осуществить принцип равенства как выражение равной ценности всех людей независимо от возрастных, половых, расовых, вероисповедных, национальных различий. Мы считаем разжигание национальной и религиозной розни тягчайшим преступлением против человечества.
       Мы — за равные права мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни. Женщинам должно быть обеспечено не просто юридически формальное культурное и бытовое равноправие, но и реально равные возможности участия в политике, бизнесе и профессиональной деятельности. Для скорейшего достижения равноправия женщин необходимо ввести для них временные законодательные преимущества.
       Мы признаем неотъемлемыми и неотчуждаемыми основные права и свободы человека. Права человека стоят выше любого писаного права. Личная свобода, политические и социальные права должны быть гарантированы государством всем в равной степени. Они не могут быть разделены и противопоставлены друг другу. Права и свободы одного человека могут быть ограничены только правами и свободами других людей.
       Государство должно служить каждому гражданину. Обеспечение и защиту прав человека мы считаем важнейшими приоритетными функциями государства. Мы убеждены, что демократическое правовое государство способно действовать в интересах своих граждан, в интересах свободы и справедливости и оно вправе перераспределять часть доходов, труда и времени граждан в обеспечение этих своих обязанностей. В то же время мы являемся непримиримыми противниками любого использования государства как инструмента подавления свободы и справедливости.
       Мы отдаем себе отчет в том, что возможности государства как инструмента социальных реформ не безграничны. Они должны дополняться самоорганизацией, самодеятельностью граждан в сферах труда и повседневной жизни.
       Такова основа нашего мировоззрения. Предлагая социал-демократическую альтернативу, мы хотим привести Россию к благоденствию и процветанию. Мы принимаем все вызовы, поставленные нашему народу историей, и готовы дать на них свои ответы.
       Мы будем поддерживать любую законную российскую власть, когда ее действия будут соответствовать нашим принципам — свободы и социальной справедливости.
       И мы будем критиковать эту власть, если в своих действиях она отступит от защиты и справедливости.
       Мы будем противостоять любой власти, творящей несправедливость и борющейся против гражданских свобод.
       
       III. Вызов развития
       1. Развитие как цель
       Отвергая и псевдореформаторский курс последнего десятилетия, и возврат к прошлому, Россия хочет найти свой путь в будущее. Наше положение осложняется тем, что весь мир ушел далеко вперед, пока мы под влиянием ультралиберализма разрушали у себя все, что только можно. Но у нас и сейчас еще есть шансы для прорыва.
       Современный мир — это общество, основанное на знаниях, общество, в котором получили невиданный расцвет информационные, гуманитарные, биологические, физико-химические и другие высокие технологии. В нем существенно возросла роль образования, знаний, квалификации, то есть «человеческого капитала».
       Рыночная система использует «человеческий капитал», но имеет сложности в его развитии и выращивании — на это требуется больше времени, чем допускается ею. Не случайно даже самая богатая страна мира — США — решает проблему кадрового обеспечения в значительной мере за счет скупки умов по всему миру, предпринимает практические шаги по повышению роли государства в этих вопросах.
       Возрастает гибкость предприятий и производств, постепенно стираются грани между предпринимателями и наемными работниками, предприятия превращаются в «команды». Результаты работы предприятия становятся непосредственно зависящими от вклада каждого члена коллектива, и каждый воспринимает успехи и неудачи предприятия как свои личные успехи и неудачи. Это позволяет России использовать давние традиции коллективной работы и наличие у нас квалифицированных кадров, «человеческого капитала».
       То, что в прежние десятилетия являлось лишь общим гуманистическим идеалом, построенным на базе фундаментальных ценностей, становится объективной потребностью.
       Постепенно снижается количество необходимого рабочего времени, нужного для поддержания жизни общества, стираются сословные и классовые границы, все люди обеспечиваются необходимыми для жизни минимальными благами, образование становится доступно каждой семье независимо от ее доходов. Становится необходимым и возможным всеобщее высшее образование.
       Кому-то эти рассуждения в нашей сегодняшней ситуации, когда перед обществом стоит проблема выживания, могут показаться неуместными, оторванными от жизни, даже вредными. Мы, социал-демократы, придерживаемся другого мнения. Да, нужны безотлагательные меры по выходу из кризиса, и с этих позиций мы оцениваем и будем оценивать политику и практические дела правительства. Но решая эти проблемы, мы должны иметь перед собой ясную перспективу и ясную цель — обеспечить прорыв к новому обществу, обществу свободных и равных.
       
       2. Государство — субъект и гарант развития
       В российской истории основным субъектом развития всегда было государство. При этом на разных исторических этапах оно выступало то в роли самодержавия, то в виде диктатуры пролетариата, то в форме тоталитарного режима.
       С начала перестройки предпринимались попытки раскрепощения общества, его перехода к демократии. Процесс этот был чрезвычайно трудным и болезненным, но он не был направлен на разрушение государства. Срыв перестройки, отход от ее целей в последующие годы привел не только к разрушению многих систем жизнеобеспечения общества, но и ослаблению государственности и хаосу в обществе.
       Социал-демократы считают, что перед нынешней властью стоит насущная задача создания и укрепления демократического государства как средства возрождения и развития России. В нынешних условиях только государство может и должно быть гарантом развития.
       Его задачами являются: обеспечение прав и свобод всех граждан, формирование необходимой материальной и социальной инфраструктуры, проведение промышленной политики, выправляющей дисбалансы в экономике, осуществление инвестиций в будущее, предоставление социальных услуг.
       
       3. Условия развития
       В настоящее время российское государство должно детально выяснить реальное положение дел в экономике: оценить состояние основных фондов, составить Земельный и Технологический кадастры, произвести инвентаризацию всех активов и привести права на владение ими в соответствие с законом.
       Доходы от продажи сырьевых ресурсов России в настоящее время не используются на благо всего общества. Природная (сырьевая) рента присваивается узким кругом лиц. Способы ее возврата обществу могут быть разными. Можно национализировать все сырьевые отрасли, можно поставить на них эффективных госуправляющих при сохранении акционерной формы собственности, можно существенно увеличить налоги. Но так или иначе ее нужно вернуть и направить на социальные нужды, на цели развития образования, науки, культуры, на поддержку малого и среднего бизнеса.
       
       Социальный контракт
       Фундаментальным условием развития являются социальные обязанности государства, от которых оно не имеет права отказаться.
       Социальная несправедливость экономически разрушительна — отставание социальной сферы снижает объемы рынка, вызывает стагнацию потребительского спроса, является главным ограничителем экономического роста и резко ухудшает качество «человеческого капитала».
       Перераспределение сырьевой ренты в пользу общества позволит немедленно восстановить государственную систему социальных гарантий на уровне примерно 75% позднесоветского периода с последующим постепенным ростом этого уровня гарантий.
       В качестве первоочередной задачи государство должно обеспечить: минимальный уровень пенсий не ниже реального прожиточного минимума; законодательную замену минимального месячного размера оплаты труда на минимальную почасовую оплату; контроль над ценами на жилье, коммунальные услуги, электричество, газ, транспорт и т.п., включение этих расходов в расчет прожиточного минимума; включение в расчет прожиточного минимума дополнительных расходов на непрерывное образование человека и обеспечение доступности культурных ценностей. А также возможность получить работу по специальности; возможность завести собственный бизнес; дополнительные рабочие места путем организации муниципальных и коммунальных работ; пособий для тех, кто не может трудоустроиться, в 75% от реального прожиточного минимума; гарантий переобучения и получения новой профессии.
       Система социального страхования, трудовая жизнь, сфера образования, городская среда должны обеспечивать для инвалидов, людей с функциональными нарушениями уровень жизни, не уступающий в экономическом, культурном и социальном плане уровню жизни остальных граждан. Особенно это относится к детям с проблемами здоровья, детям-инвалидам, которым необходимо обеспечить социальную адаптацию и общественную интеграцию, включая получение профессионального образования.
       Мы считаем, что особой заботой государства должна быть молодежь. Оно должно гарантировать: бесплатное полное среднее и — для прошедших по конкурсу — бесплатное государственное высшее образование; право молодой семье на получение ипотечного кредита на жилье с рассрочкой на 25–30 лет, с установлением предельной ставки процента, сроков погашения и гарантий.
       Государство должно взять на себя обязательство непрерывно по мере роста общественного богатства менять методику расчета прожиточного минимума в сторону его увеличения и не уменьшать прожиточный минимум в периоды спада производства.
       
       Инвестиции в человека
       Одним из основных условий развития является государственная поддержка тех социальных слоев и соответствующих институтов, которые продвигают общество к прогрессу и справедливости. Это те социальные институты, которые обеспечивают развитие способностей человека к познанию и творчеству, обучают навыкам коллективной самоорганизации, предприимчивости и солидарных действий. И это те социальные слои, из которых должен сложиться «класс развития».
       Такая государственная политика есть политика создания условий воспроизводства и развития человеческого капитала в масштабах страны.
       Опыт развитых стран и уже наш собственный показывает, что решающим фактором развития и стабильности, полигоном для внедрения основной массы научно-технических и экономических инноваций является мелкий и средний бизнес.
       Более того, малые предприятия служат инструментом социального страхования в периоды социальной нестабильности и экономических кризисов, предоставляя населению дополнительные возможности резервной занятости.
       Производительный мелкий и средний бизнес в России начал складываться с конца 80-х годов. Но роль его в экономике пока невелика, поскольку он не получил реальной поддержки. Главные проблемы большинства российских предпринимателей — это непомерное налоговое бремя, незащищенность от произвола чиновников, крупного бизнеса и криминалитета и невозможность получить кредит. Для наемных работников это оборачивается двойной эксплуатацией.
       Социал-демократы выступают за то, чтобы снизить налоговую нагрузку на малые и средние предприятия, предоставить им налоговые льготы на период их становления, максимально облегчить регистрацию. Надо создать для них систему доступа к дешевым кредитам, государственную систему страхования предпринимательских рисков, систему бизнес-инкубаторов, способствующих их становлению, предоставить льготы по аренде помещений, создать эффективную систему аренды и лизинга оргтехники и оборудования.
       В качестве одного из источников финансирования этого бизнеса следует использовать часть средств, которые можно получить от перераспределения сырьевой ренты.
       Другим важным направлением развития является инновационный бизнес, изначально ориентированный на высокие технологии и передовые методы организации производства и маркетинга.
       Для развития такого бизнеса необходимо использовать имеющийся потенциал наукоградов и других территорий перспективного научно-промышленного развития. Они должны стать «точками роста» инновационной экономики.
       Инновационный бизнес очень прибыльный, но рискованный, особенно в стадии становления. Государство должно всячески поддерживать малые инновационные предприятия, предоставлять им налоговые льготы, вплоть до создания для них внутренних безналоговых зон (офшоров), должно способствовать созданию специальных венчурных фондов как основного механизма их финансирования. Особую поддержку следует оказывать тем предприятиям, которые учреждаются на основах кооперативной собственности или собственности работников.
       Перспективным является проект «молодежной экономики», который подразумевает создание на базе ведущих университетов и научных институтов технопарков и инновационных центров, в которых будут трудиться молодые люди.
       Мы считаем, что Россия может и должна стать одним из мировых центров экспорта технологий, научных и образовательных услуг. Российские технологии обычно дешевле западных аналогов и могут быть особенно конкурентоспособны в странах третьего мира, поставки современных технологий в которые западные страны ограничивают.
       Государство должно способствовать созданию крупных инновационных компаний с высокой концентрацией ресурсов, определять направления работ, подбирать под них предприятия. Необходимо способствовать концентрации ресурсов в тех областях, где у нас есть преимущества, — в ядерной физике и ядерной технике, в технологиях сверхвысокой очистки элементов и изотопов, в авиационной промышленности, в ракетной технике и т. д. Здесь нужна государственная поддержка в первую очередь не самих производств, а научно-исследовательских и конструкторских работ, а также инфраструктурных предприятий, то есть операторских, информационных, эксплуатационных и сервисных компаний.
       Социал-демократы считают, что условием опережающего развития страны в противовес догоняющей модернизации является использование потенциала науки и образования, их интеграция и приоритетное развитие.
       Инвестиции в образование и науку являются прямыми инвестициями в человека, не носят затратного характера, а в долгосрочной перспективе — одни из самых экономически выгодных.
       Необходимы режим наибольшего благоприятствования для школьного, вузовского, научного книгоиздательства, беспошлинный и безналоговый ввоз через границы научной, учебной литературы и оборудования, расширение возможностей взаимных обменов людьми, заказами, информацией.
       Непрерывное образование, возможность переподготовки и получения другой профессии, эффективность научных исследований, человеческое общение зависят от информационной обеспеченности общества. В свою очередь, развитие информационной инфраструктуры в научной и образовательной сфере может стать каналом распространения знаний, оказания консультативной помощи и позволит быстрее обеспечить большинство граждан, особенно в российской глубинке, доступной и качественной связью.
       Особой государственной поддержки заслуживает кооперация в производстве, сфере услуг и других видах бизнеса, объединяющая солидарную взаимопомощь с демократическим самоуправлением и современными информационными технологиями. Необходимо поддержать все виды кооперации: производственной, потребительской, сбытовой, страховой и финансовой. Необходимо обеспечить им эффективную нормативно-правовую поддержку, облегчить их создание и предоставить этим предприятиям те же льготы и преференции, что и малым и средним предприятиям.
       Одно из существенных направлений развития — это низовые и горизонтальные демократические структуры, включающие в себя институты местного самоуправления, производственную демократию, институты гражданской самозащиты и контроля за деятельностью властей, некоммерческие организации, гражданские инициативы, волонтерские организации, просветительские и педагогические организации, психологические фирмы, организации социальных работников.
       Мы — за создание для этих организаций систем поддержки, своеобразных инкубаторов по аналогии с бизнес-инкубаторами. Этим организациям необходимо дать право принимать участие в парламентских слушаниях по их профилю, а тем из них, что имеют большой опыт и хорошо себя зарекомендовали, — право на законодательную инициативу. Необходимо ввести льготы для них и всех тех, кто осуществляет их материальную и финансовую поддержку.
       
       4. Демократические институты развития
       Реформа политической системы должна включать в себя демократизацию всех уровней власти, удаление из избирательной системы скрытых имущественных цензов, развитие всех форм самоуправления граждан и общественного контроля над властью.
       Конституционная реформа должна перераспределить власть, а именно: уменьшить права исполнительной власти на всех уровнях и увеличить права законодательной власти, вернув ей отобранные у нее в 1993 году контрольные функции. Федеральное и региональные правительства должны стать правительствами парламентского большинства. Не только Государственная Дума, но и Совет Федерации должен избираться напрямую.
       Другим элементом демократической политической системы является система политических партий с реальной членской базой. Для ее создания необходимо, в частности, уравнять возможности богатых и бедных партий, исключив из избирательной системы сбор подписей и внесение залога и запретив платную агитацию. Необходимо также ввести бюджетное финансирование партий в соответствии с их результатами на выборах, проведенных по новой системе, и законодательно закрепить открытость и прозрачность финансирования политической деятельности.
       Партии должны стать основным механизмом формирования институтов власти. Кандидаты на всех выборах, включая выборы исполнительной власти, должны выдвигаться только от партий. Сами партии должны быть только федеральными.
       Необходимо сделать избирательные комиссии реально независимыми, для чего следует законодательно закрепить формирование избирательных комиссий исключительно из представителей политических партий и возможность параллельного подсчета голосов любой организацией — участником выборов.
       Занятие руководящих партийных постов необходимо законодательно ограничить во времени, а подтверждение руководящих полномочий сделать ежегодным.
       Мы считаем, что полноценное развитие общества возможно лишь в условиях подлинно правового государства. Сейчас имеется множество не согласующихся между собой решений и нормативно-правовых актов различных уровней при одновременном отсутствии ряда крайне необходимых. Нужно в самое ближайшее время добиться, чтобы в стране было единое системное нормативно-правовое поле.
       Судебная власть должна стать по-настоящему независимой. Финансирование судов должно быть полноценным, суды — уважаемыми. Безопасность судей и достойную оплату их труда должно гарантировать государство.
       Создание федеративных округов путем передачи им отдельных полномочий федерального Центра — шаг на пути к восстановлению единого политического, правового и экономического пространства страны, судебной системы. При этом полномочия представителей президента должны жестко ограничиваться конституционными рамками полномочий Федерации.
       Чтобы при этом уменьшить концентрацию власти в Центре, избежать сползания к авторитаризму, необходимо строго разделить федеральные, региональные и муниципальные полномочия.
       Основная тяжесть налогового бремени в России должна быть возложена на структуры, пользующиеся природной рентой, на крупные предприятия и лично на сверхбогатых, а простые граждане и мелкий бизнес, напротив, должны быть насколько возможно освобождены от налогового бремени.
       В большом числе случаев приватизация крупных объектов государственной собственности была произведена недемократично, с грубыми нарушениями закона. У государства имеются инструменты восстановления законности. В сложных случаях необходимо опираться на решения в судебном порядке.
       
       5. Внешнеполитическое обеспечение развития
       Расхождения между заявившими о себе глобальными проблемами, с одной стороны, и возможностями суверенных действий национальных государств — с другой, все более нарастают.
       Чернобыльская катастрофа, «тепличный эффект», стремительное распространение новых информационных технологий, мировые миграционные потоки, мировая конкуренция за ресурсы и рынки, отбрасывающая экологические стандарты, давно установленные на национальном уровне в развитых государствах, показывают, что отработанный социал-демократический способ определения общих условий развития — на уровне отдельных государств — в процессе глобализации сильно обесценен.
       Для социал-демократии экономическая динамика рынка, определяемая решениями частных собственников, приемлема только в рамках общих условий, которые устанавливаются политическими решениями, принимаемыми демократическим путем.
       Поэтому РОСДП считает ключевым политическим вопросом разработку и практическое осуществление новых форм транснационального политического регулирования, что в совокупности мы называем «новым политическим мышлением». Мы считаем, что ему в современном глобализированном мире нет альтернативы.
       Наш собственный политический опыт в годы перестройки показал и доказал, что новое политическое мышление может быть успешно реализовано социал-демократическими партиями только в транснациональных масштабах. В этом мы видим миссию Социнтерна.
       Мы считаем, что внешняя политика России должна определяться прежде всего двумя основными факторами — ее национальными интересами и ее ответственностью как одной из крупнейших стран мира. Потребностью, которая должна определять и формировать «национальный интерес», является потребность в длительном мирном, эволюционном развитии после долгого периода потрясений и революционных перемен.
       Одним из ярких проявлений этой потребности была решающая роль России (СССР) в прекращении «холодной войны», сломе биполярной модели мира. Для этого Россия пожертвовала многим. Эти жертвы и потери могут быть для России частично возмещены только благоприятными международными условиями для реализации ее колоссального потенциала развития, и главным условием был бы для нее свободный, безопасный, устойчивый, справедливый и солидарный мир.
       Это предполагает повышение роли ООН, развитие и расширение международной юрисдикции, создание новых инструментов регулирования на глобальном уровне, реформирования и укрепления существующих институтов глобального регулирования, таких, как МВФ, Мировой банк, ВТО и др.
       Интересам России отвечает открытый мир без чрезмерных неравенств, со свободным перемещением людей, информации и ресурсов, с гарантиями сохранения культурной идентичности и возможностью развития для всех.
       
       IV. НАШИ ДЕЙСТВИЯ
       Одним из главных условий объединения российского общества и концентрации усилий для решения задач развития является преодоление морального кризиса. Основным инструментом его преодоления прежде всего является развитие низовых и горизонтальных демократических структур. Именно они способны стать школой солидарности простых граждан и основой гражданского общества.
       Этот процесс мы намерены начать с себя — наиболее эффективный метод партийного строительства как раз и состоит в том, чтобы стремиться всюду, где только возможно, возглавить процессы создания базисной демократии.
       Эта работа подразделяется по следующим направлениям: правозащитная деятельность, социальная правозащита, развитие самоуправленческих структур, построение структур потребительской кооперации и вообще кооперативных структур, гуманитарные инициативы, прямая политическая активность.
       Одна из наиболее подходящих структур для правозащитной и социально-правозащитной работы — это специальные центры, которые партия должна создавать на базе центрального аппарата партии и своих региональных организаций. В этих центрах в первую очередь нужно будет организовать социально-правовые консультации с «телефоном доверия». В их задачу будет входить защита прав граждан от произвола администрации всех уровней, правоохранительных органов, бизнеса и криминалитета.
       Для защиты трудовых прав своих членов по месту их работы партия должна сотрудничать с дружественными профсоюзами или создавать новые профсоюзы. Партия должна поддерживать забастовочное движение трудящихся, в особенности забастовки, направленные против приватизационных махинаций. По мере развертывания этой работы следует провести кампанию против использования банкротств в качестве инструмента воровства. Следует добиться того, чтобы в случае фиктивных банкротств собственность предприятия передавалась трудовым коллективам.
       Партия также должна создавать свои или заключать соглашения с дружественными союзами предпринимателей для реализации в особенности следующих целей: привлечения социально-ответственного бизнеса для реализации программ потребкооперации; способствования созданию на базе этих союзов правозащитных организаций и организаций самозащиты предпринимателей, которые будут информировать общественность, при необходимости подавать в суд иски, осуществлять реальную защиту от рэкета, бандитских «крыш», произвола чиновников, милиции, крупных бизнесменов.
       Партия также будет поощрять участие своих членов в народных дружинах по месту жительства и военно-патриотических организациях.
       Партия готова взять на себя и предлагает другим общественно-политическим силам функцию гражданского комиссариата по надзору за исполнением закона, поддержке законности в стране и соблюдению прав человека, если это не будет делать власть.
       Партия будет создавать союзы журналистов или заключать соглашения с существующими журналистскими организациями для защиты прав журналистов от произвола федеральных и местных властей, правоохранительных органов, крупного бизнеса и криминалитета.
       Партия будет участвовать в создании обществ защиты потребителей и мелких вкладчиков.
       Партия должна участвовать в создании органов производственного, территориально-общественного и домового самоуправления, в создании самоуправляемых профессиональных организаций и ассоциаций во всех сферах. Мы поддерживаем развитие университетской автономии и самоуправления научных коллективов.
       Партия выступает за всемерное развитие потребительской кооперации — школы солидарности простых граждан. Для этого партия будет способствовать созданию при активном участии ее членов потребительских кооперативов по месту их работы и по месту их проживания. Территориальные организации партии должны бороться за предоставление домкомам нежилых помещений домов в бесплатное пользование, способствуя созданию на базе этих помещений магазинов потребительской кооперации, в которых будут продаваться товары повседневного спроса по доступным ценам и со скидками для членов кооператива. Сельские территориальные организации партии будут помогать созданию сбытовой кооперации для защиты производителей от произвола скупщиков.
       Партия будет поддерживать все гуманитарные инициативы на местах, такие, как создание организаций профессиональных сообществ, бесприбыльных организаций, клубов по интересам и т.д.
       Один из руководящих принципов партийной работы — участие партийных структур во всех значимых социальных, классовых, правозащитных, приватизационных, медийных, политических, законотворческих и прочих конфликтах. Только опыт такого участия может превратить любую партию из фиктивной или бюрократической структуры в реальную политическую силу.
       Партия должна вести прямую политическую борьбу, то есть регулярно проводить митинги, пикеты и демонстрации в защиту нарушенных политических, социальных и экономических прав граждан внутри страны и за рубежом, равно как и в защиту нарушенных прав соотечественников и постоянно проживающих российских граждан за границей, и способствовать максимальному освещению этих мероприятий в федеральных, международных и региональных СМИ. Они будут проводиться у иностранных посольств и консульств, у зданий федеральных органов власти, у зданий региональных администраций и их московских представительств, у зданий федеральных министерств и ведомств (особенно правоохранительных) в Москве и в случае необходимости на местах.
       Партия будет принимать участие в избирательных кампаниях на базе своих территориальных и региональных организаций и формировать из их членов свой депутатский корпус в федеральных, региональных и местных органах власти.
       Еще одно направление партийной работы — это законодательные инициативы, работа экспертных советов и написание наших программ.
       Мы намерены принимать активное участие в законотворчестве. Среди приоритетных для нас законов мы отмечаем закон о партиях, о СМИ, о судебной реформе, КЗОТ, Налоговый кодекс и др.
       Мы разрабатываем и намерены представить программы по конкретным направлениям: государственному строительству и укреплению политической системы общества; социально-экономическому развитию; национальной политике и отношениям с конфессиями; политике в сфере образования и науки; культурной политике; судебной реформе и др.
       
       
       * * *
       На рубеже веков глубокие перемены, происходящие в России и в других странах, поставили все социал-демократические партии перед новыми по отношению к их идейной традиции вызовами.
       Возникли новые вопросы, на которые социал-демократия не могла найти ответы в своей истории и традиции. Социал-демократия вообще и российская социал-демократия в особенности находятся перед вызовом — как соотнести свое стремление к созданию общества свободных и равных с новой ситуацией.
       Поэтому программная комиссия, подготовив проект Программного заявления, в котором представлены основные принципы и актуальные политические цели и задачи нашей партии, предлагает съезду:
       обсудить предложенный проект;
       обогатить его опытом социал-демократических организаций, представленных на съезде;
       принять его как первую часть программы партии, предложив Политкомитету и региональным организациям руководствоваться им в своей деятельности;
       сформировать постоянную Программную комиссию РОСДП во главе с ее Председателем, которая продолжит работу над программами по конкретным направлениям государственной и общественно-политической жизни и к парламентским выборам представит комплексную программу РОСДП.
       
       * * *
       В нашем обществе, таком на первый взгляд усталом и апатичном, скрыта громадная энергия. Сейчас она растрачивается либо на бессмысленную борьбу «всех против всех» за остатки ресурсов, либо на поддержание существования. Если удастся переключить хотя бы часть этой энергии на коллективное самообучение, задачу начала возрождения России можно будет считать решенной. Если нам удастся не просто предотвратить катастрофу, но добиться успеха, мы можем сказать себе: мы сделали то, чего почти никогда и никто не делал раньше.
       
       
       Исходя из этого мировоззрения, мы будем поддерживать любую законную российскую власть, когда ее действия будут соответствовать нашим принципам — борьбе за свободу и социальную справедливость.
       И мы будем критиковать эту власть, если в своих действиях она отступит от защиты свободы и справедливости.
       Мы будем противостоять любой власти, отстаивающей несправедливость и борющейся против гражданских свобод.
       
       * * *
       Одним из основных условий развития является государственная поддержка тех социальных слоев и социальных институтов, которые продвигают общество к прогрессу и справедливости. Это те социальные институты, которые обеспечивают развитие способностей человека к познанию и творчеству, обучают навыкам коллективной самоорганизации, предприимчивости и солидарных действий. И это те социальные слои, из которых должен сложиться «класс развития».
       Такая государственная политика есть политика создания условий воспроизводства и развития человеческого капитала в масштабах страны.
       
       
       От редакции
       «Новая газета» в сегодняшнем номере публикует проект программного заявления Российской объединенной социал-демократической партии, съезд которой состоится 9 декабря с. г.

       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera