Сюжеты

ТЕНЫ ИСЧЕЗАЮТ В ПОЛНОЧЬ

Этот материал вышел в № 90 от 07 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Девятый год кряду тянет жесткую депутатскую лямку в Госдуме некто Юрий Тен Началось все в 1988 году. Начальник участка треста «Агропромстрой» Юрий Тен создает в Иркутске дорожно-строительный кооператив. В 92-м году кооператив...


Девятый год кряду тянет жесткую депутатскую лямку в Госдуме некто Юрий Тен
       
       Началось все в 1988 году. Начальник участка треста «Агропромстрой» Юрий Тен создает в Иркутске дорожно-строительный кооператив. В 92-м году кооператив перерегистрируется в закрытое акционерное общество «Труд». Акции распределяются среди частных лиц из числа сотрудников ЗАО в зависимости от времени работы на «фирме» и «внесенного трудового вклада». Президенту ЗАО Юрию Тену достается самый большой пакет акций его предприятия — 16 процентов. Для сравнения: следующий по величине пакет акций составлял 4 процента.
       В конце 1993 года избранный в первую Государственную Думу Юрий Тен вынужден был сменить президентское кресло в ЗАО на место председателя совета директоров там же.
       А в 1994 году Тен совершает то, на что вряд ли пошел бы какой-нибудь другой депутат-бизнесмен. Он принимает решение об увеличении уставного капитала и проведении эмиссий акций ЗАО «Труд». Проще говоря, появились «лишние» акции, которые нужно было выкупать.
       В результате такой реформы «сверху» г-н Тен становится обладателем контрольного пакета акций «Труда» (51,3 процента). Так как денег на это даже при госдумовской зарплате у депутата не хватит, то Юрий воспользовался «магией» депутатской корочки. Он берет кредит в двух банках — московском и иркутском — на общую сумму 300 млн рублей. Интересен договор о кредите: Тен берет деньги на свое имя, но, обладая правом подписи как председатель совета директоров «Труда», оговаривает спецусловия: погашение кредита будет производиться из средств ЗАО.
       Банковские деньги были возвращены в срок из кассы «Труда», а его фактический руководитель Юрий Тен стал с того момента полноправным владельцем предприятия.
       Фирма процветала: по всей стране открывались филиалы, никогда не испытывающие недостатка в заказах на исполнение работ при практически стопроцентном финансировании (по отрасли эта цифра едва ли доходит до 60 процентов).
       Однако обладание пусть даже контрольным пакетом акций не дает права на самостоятельное решение относительно крупных сделок. Для этого, по законодательству, требуется минимум две трети. И летом нынешнего года в «Труде» была проведена еще одна эмиссия акций ЗАО. Информация о новом перераспределении акций «Труда» сверхзасекречена, но в Иркутске все говорят с уверенностью, что у семьи депутата Тена, по итогам последних изменений, уже наверняка есть две трети акций ЗАО.
       В любом случае под нынешние приобретения г-ну Тену вряд ли пришлось одалживаться у банкиров на стороне. В 1999 году ЗАО «Труд» и некоторые сомнительные фирмы выкупили значительную часть пакета акций Росдорбанка, в состав совета директоров которого вошел Юрий Тен.
       Изначально этот банк создавался под обслуживание заказчиков и подрядчиков дорожного строительства. Однако незадолго до сделки банка с «Трудом» от имени Федеральной дорожной службы в адрес «приписанных» к Росдорбанку «дорожников» поступила настоятельная рекомендация о том, чтобы те перешли на сотрудничество со Сбербанком. На этом фоне и произошла «банковская» сделка «Труда», после чего неожиданно началось возвращение клиентов в обновленный Росдорбанк.
       В середине 90-х «Труд», как и большинство подрядчиков дорожно-строительных работ в то время, финансировался «по бартеру», то есть поставками, например, нефтепродуктов для дальнейшей их перепродажи и получения «живых» денег напрямую от соответствующих компаний-должников государства.
       Один из таких эпизодов — поставка в качестве расчета за производимые работы от Ангарской нефтехимической компании «Труду» горюче-смазочных материалов примерно на 250 миллиардов «старых» рублей. Все было улажено, поставки произведены, но по договору «Труд» должен был оплатить железнодорожный тариф на сумму 48 миллиардов рублей. Задолженность списали по графе «Затраты на производство» (предварительно «раздробив» деньги по многочисленным филиалам «Труда») через три года после того, как долг повис(!).
       В штатное расписание ЗАО «Труд» был введен новый отдел — «перспективного развития», занимающийся исключительно обслуживанием думской работы шефа.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera