Сюжеты

СЮЖЕТЫ «ДЕКАБРЬСКИХ ВЕЧЕРОВ»

Этот материал вышел в № 90 от 07 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В ГМИИ имени А. С. Пушкина начались «Декабрьские вечера». В последнее время музей как-то выборочно рекламирует свои вернисажи. Между тем к открытию ежегодного музыкального фестиваля качественных выставок подготовлено даже с избытком....


       
       В ГМИИ имени А. С. Пушкина начались «Декабрьские вечера».
       В последнее время музей как-то выборочно рекламирует свои вернисажи. Между тем к открытию ежегодного музыкального фестиваля качественных выставок подготовлено даже с избытком.
       Во-первых, это «Зримая музыка». Западноевропейская живопись и графика XIV — начала XIX веков расположились в Белом зале и по стенам музейной колоннады. За годы существования «Декабрьских вечеров» устроители перепробовали немало способов соединения музыки и изящных искусств. Вплоть до того, что однажды несколько современных рисовальщиков были приглашены на время концертов в сценическую костюмированную «массовку», благодаря чему были созданы целые графические циклы, посвященные музыке и музыкантам.
       
       Но на этот раз все обстоит традиционно. Выставка, которая некогда сопровождала самые первые «вечера», была выстроена на материале русского искусства. Запечатленные музыкальные инструменты, сцены музицирования, портреты певцов и музыкантов. Таково устройство и нынешней «Зримой музыки» (ее экспонаты хранятся не только в самом ГМИИ, но и в собраниях Эрмитажа, музеев Серпухова и Нижнего Новгорода, а также в Бергамо и Вене). Скрипачи, флейтисты, юноши с лютнями и «Молодой человек с контрабасом», живописные натюрморты сопровождают размещенные в витринах старинные инструменты, нотные издания и книги: их предоставили ГИМ, музей-усадьба Останкино, заповедник «Московский Кремль» и другие, как говорится, «в едином порыве».
       В экспозиции нет работ, ассоциативно передающих звучание музыки, — подобные эксперименты возникли ближе к нынешнему столетию. Зато есть немало аллегорических сюжетов. Например, в «Уроке музыки» кисти Терборха запечатлены элегантно одетая девушка и ее учитель, и струны лютни здесь явно уподобляются «струнам сердечным». В графике выделяются произведения Адриана ван Остаде, Дюрера и не большой, но приковывающий внимание офорт Рембрандта «Флейтист» (1692).
       Главный «хит» — «Искусство Живописи» кисти голландца Яна Вермеера Дельфтского; шедевр прибыл из венского Музея истории искусств.
       Автор хрестоматийно известной «Девушки с письмом» изобразил художника (видимо, себя самого) в момент работы над изображением музы истории Клио. Картина виртуозно исполнена и наполнена множеством символических подробностей. Старинная карта Нидерландов на стене мастерской художника напоминает о былой неделимости Голландии и Фландрии; книга — еще один символ истории. Присутствуют лавровый венок, гипсовая маска, кисть в руках. Если труба в руках музы некогда была призвана намекать на грядущую славу художника, эти пророчества вполне оправдались.
       Представление «Зримой музыки» и приезд «Искусства Живописи» совпали с визитом в ГМИИ еще одного шедевра. Прославленная «Венера Урбинская» прибыла из флорентийской галереи Уффици. Для размещения картины, написанной Тицианом в 1538 году, пришлось потеснить скульптуру в музейном «зале Микеланджело».
       Появление «Венеры» в Пушкинском музее до последних дней было под вопросом, а вот визит президента Италии в Россию неотвратимо приближался. Для «страховки» была сформирована выставка избранных итальянских рисунков XVI — XVIII веков из коллекции ГМИИ. Теперь она называется «От Карпаччо до Тьеполо» и экспонируется в том же зале № 29, прямо напротив Тициана.
       Но это уже совсем другая история.
       
       Выставка «Зримая музыка» открыта в ГМИИ (Волхонка, 12) до 28 января 2001 года.
       «Венера Урбинская» Тициана и выставка «От Карпаччо до Тьеполо» демонстрируются до 16 января 2001 года.

       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera