Сюжеты

«АП!» – ХОТЕЛ БЫ СКАЗАТЬ МАП

Этот материал вышел в № 90 от 07 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Но пока не получается Как известно, в каждой цивилизованной стране существуют антимонопольные государственные органы, и нужны они в первую очередь для того, чтобы «предупреждать, ограничивать и пресекать монополистическую деятельность и...


Но пока не получается
       
       Как известно, в каждой цивилизованной стране существуют антимонопольные государственные органы, и нужны они в первую очередь для того, чтобы «предупреждать, ограничивать и пресекать монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию», а также способствовать развитию предпринимательства. В нашей стране существует Министерство по антимонопольной политике, о котором все слышали, но, как в старой шутке, «никто его не видел». Практически каждый день в средствах массовой информации МАП высказывает свою очередную точку зрения, однако, как представляется, имитация бурной деятельности вовсе не означает существования ее как таковой
       
       Контролирование естественных монополий, которыми вплотную в последнее время занялись маповцы, дело, конечно, нужное. Так сложилось, что РАО «ЕЭС», МПС и «Газпром» остались монополистами в своих областях после перехода с социалистической модели экономического развития на рыночную. Поскольку капитализм требует демонополизации всего и вся, эти отрасли сегодня стоят на пороге реформирования. Но пока, разумеется, к ним можно прицепиться практически по любому поводу и обвинить в нарушении антимонопольного законодательства.
       Вот, в частности, устанавливает МАП цены на товары и услуги этих самых естественных монополистов. Но на основании каких расчетов? Антимонопольное министерство должно быть чуть ли не самым прозрачным государственным органом! Недавно РАО «ЕЭС» повысило ставки за транспортировку электроэнергии на 70%. У населения возникает вопрос: а чем вызвано такое колоссальное повышение? Чубайс что, заменил на новые 70% передающих кабелей? А на самом-то деле, может, и заменил. Но никто ж не знает!
       Давно известную истину «мир тесен» особенно отчетливо понимаешь, когда совершенно не связанные, казалось бы, вещи вдруг оказываются составляющими одного уравнения. Вот, скажем, какое отношение имеет Министерство по антимонопольной политике к замерзающему Приморью?
       Оказывается, самое прямое. Дело в том, что МАП контролирует часть тарифов, устанавливаемых естественными монополиями, в частности размер штрафов за простой вагонов. Сегодня он составляет несколько рублей в час. Очевидно, что это крайне маленькая ставка. Поэтому многие грузополучатели предпочитают платить эту мизерную для них сумму, а вагоны использовать в качестве склада. По этой причине только в ноябре российские железные дороги недогрузили 786 тысяч тонн грузов, среди которых и столь необходимый уголь.
       По нашим сведениям, Министерство путей сообщения уже не раз обращалось в МАП с просьбой пересмотреть размеры штрафных санкций к клиентам, попирающим все законы деловой этики и задерживающим столь необходимый подвижной состав на десятки часов. Как говорится, «будем наказывать рублем». Однако маповские чиновники заняты настолько, что уже в течение семи месяцев не находят времени рассмотреть эту просьбу. Гораздо интереснее пикироваться с МПС по поводу установки тарифов после реформы — лучшие кадры МАП который месяц бьются в поисках новых недостатков предложенной железнодорожниками программы.
       Здесь есть еще один нюанс: МАП вообще-то не должно вмешиваться в такую сферу, как штрафы, — это вовсе не то же самое, что тарифы. Мы имеем перед собой пример, которым несть числа на просторах нашей необъятной родины, а именно — произвольное расширение чиновниками своих полномочий. И это, заметьте, в то время, когда МАП в упор не видит имеющие место негласные картельные соглашения, например, в топливной сфере или металлургии.
       Простой пример. В Законе об ограничении монопольной деятельности на товарных рынках записано, специально для г-на Южанова (ибо он министр), что запрещается изъятие товаров из обращения и создание дефицита. Что же мы наблюдаем с завидной регулярностью? Вдруг, ни с того ни с сего, во многих регионах исчезают нефтепродукты из продажи. Дикие очереди у заправок или сухие шланги, телерепортажи о том, что уборка урожая (либо посевная — в зависимости от времени года) под угрозой, заседания кабинета министров, много-много слов... В итоге очередное повышение цен, причем синхронное у всех участников рынка. Понятно даже младенцу, что всем этим процессом заправляют несколько крупнейших нефтяных компаний. Эти действия, кстати, тоже отражаются на жителях Приморья, ибо мазут для электростанций подорожал более чем в три раза, а денег в местных бюджетах не прибавилось. Но Министерство по антимонопольной политике, как Сфинкс, молча взирает на происходящее.
       И таких случаев — десятки и сотни: это и связь, и транспорт, и хлебозаводы, и производители водки... Однако г-н Южанов не чувствует почему-то необходимости повернуться лицом к той России, что находится за пределами Садового кольца. Впрочем, ладно, Россия большая и холодная, всю ее солнце МАПа обогреть не может, несмотря на представительства в каждом регионе. Но прямо под носом борцов с монополизмом московское правительство ввело квоты продажи региональной продукции. Грубейшим образом попирается закон, не говоря уже о главнейшем правиле конкуренции — соотношении цены и качества, а вовсе не квот и прочих нововведений новых российских рыночников. Присутствия контроля антимонопольных органов не видно даже в лупу, несмотря на то, что все, абсолютно все участники рынка платят налоги на их содержание и вправе требовать от них исполнения служебного долга. Впрочем, о чем это я? Даже самой смешно стало. Наши чиновники предпочитают заниматься только тем, чем им хочется, но при этом требовать полнейшего и безоговорочного подчинения.
       Илья Артурович Южанов, ничем толком не отметившийся в бытность свою главным российским землеустроителем, по всей видимости, хочет закрепить свой успех и стать самым незаметным министром нынешнего кабинета. Что ж, шансов у него более чем достаточно.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera