Сюжеты

КАК НЕ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЮДЖЕТ

Этот материал вышел в № 91 от 14 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Понятие бюджетного федерализма вошло в наш лексикон не так давно. До распада коммунистической империи все области, республики и края жили по принципу: сколько попросишь, столько и дадут. Но с тех пор многое изменилось. В России сегодня...


       

 
       Понятие бюджетного федерализма вошло в наш лексикон не так давно. До распада коммунистической империи все области, республики и края жили по принципу: сколько попросишь, столько и дадут. Но с тех пор многое изменилось. В России сегодня большинство регионов получают деньги из федерального бюджета в виде субсидий и зарабатывают деньги, собирая налоги и распоряжаясь государственной собственностью. До сих пор есть регионы-доноры и регионы — получатели бюджетных денег. Тюменская область всегда считалась «донором», но даже тех астрономических сумм, которые поступали все эти годы в областной бюджет, оказалось недостаточно для того, чтобы провести должным образом все реформы. Богатейший регион находится сегодня в непростом положении — деньги, казалось бы, есть, но их все время не хватает. Проблема, как выясняется, кроется в одном — неэффективном использовании бюджетных средств.
       В распоряжении нашей газеты оказались сразу несколько документов, подготовленных в недрах Государственной налоговой инспекции, в которых речь идет о грубейших нарушениях бюджетной дисциплины и целого ряда федеральных законов администрацией Тюменской области. Если все изложенные в них факты действительно имели место (а сомневаться в компетентности налоговиков не приходится), то это значит, что администрацию Тюменской области ждут не самые легкие времена. Федеральная власть уже доказала свою способность бороться с нарушениями и останавливаться на достигнутом вряд ли станет.
       В отчетности об исполнении бюджета Тюменской области за 1997 год были неправильно отражены цифры финансовых средств, полученных за пользование недрами. Главные природные богатства Тюменской области, а также входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов — нефть и газ. От их добычи компании получают немалые прибыли, и поэтому плата за недропользование составляет значительную часть областного бюджета. Проверка Государственной налоговой инспекции выяснила, что в отчетности не были отражены 552 млн. 636 тыс. рублей. Администрация области заключала договора с исполнителями на реализацию нефти и газа из сырьевых ресурсов области. Причем договора эти заключались с исполнителями, которые не были зарегистрированы на территории области. В результате, по мнению проверяющих органов, деньги от реализации нефти и газа обращались на территориях других регионов. Предприятия, которые реализовали нефть и газ, принадлежащие области, естественно, не платили налогов в бюджет Тюменской области, не было также возможности осуществлять контроль за четким исполнением договорных обязательств. Фирмы, продававшие тюменскую нефть, были зарегистрированы в Москве или в офшорных зонах. В итоге, по мнению налоговиков, область из-за занижения фактических объемов поставок нефти и манипулирования ценами потеряла около 5 млн рублей.
       Но это лишь часть нарушений, допущенных при расчетах платы за недра. Так, к примеру, предоставлялись зачеты по плате за недра без документов, подтверждающих факт передачи налогоплательщикам товарно-материальных ценностей на дату проведения зачета на сумму 149 млн. рублей. Кроме того, без всяких оснований были предоставлены зачеты на 497 тыс. рублей. То есть реальные потери нес региональный бюджет.
       Налоговые органы провели также проверку комитета по управлению государственным имуществом Тюменской области, которая выявила факты незаконного занижения арендной платы за помещения, принадлежащие области. Было проверено 19 арендных договоров, а общая сумма неправомерного занижения арендной платы составила, по мнению проверяющих органов, 2 млн 676 тыс. рублей. Для сравнения — это 119% от всех поступивших в 1998 году платежей в областной бюджет от сдачи в аренду имущества. Администрация области предоставляла предприятиям и организациям огромное количество льгот, а страдал при этом областной бюджет. Так, из-за необоснованного предоставления льгот акционерному обществу «Специализированный чековый инвестиционный фонд «Содействие» областной бюджет не получил 297 тысяч рублей. И это лишь один из эпизодов.
       Не может нынешняя администрация области гордиться и тем, как она управляет другим государственным имуществом. До сих пор ни одно государственное предприятие не было продано эффективно, то есть с повышением продажной цены в ходе аукциона. Причем суть проблемы заключается не в том, что предприятия эти никому не нужны. Напротив, на территории области действуют крупнейшие российские нефтяные и газовые компании, у которых достаточно денег для инвестирования и диверсификации бизнеса. Но пакеты акций государственных предприятий до сих пор продавались за символическую плату. Так, к примеру, по мнению налоговых органов, цена пакета акций акционерного общества «Ялуторовский комбинат картофелепродуктов» в связи с результатами первых торгов была снижена в два раза — с 470 тыс. рублей в марте 1998 года до 230 тыс. рублей в сентябре 1999 года. Но здесь о прямых нарушениях закона говорить не приходится, так как цена пакета акций — понятие относительное. Но, по мнению проверяющих органов, при проведении аукционов Фондом имущества Тюменской области не осуществлялось информационного обеспечения. То есть многие промышленные компании и инвесторы просто не знали о том, что будут проводиться те или иные аукционы.
       Плачевное положение бюджета области можно также объяснить и тем, что зачастую необоснованно выдавались ссуды предприятиям и организациям. Причем многие ссуды так и не были возвращены. По данным проверки Государственной налоговой инспекции по Тюменской области, в 1996—1997 гг. из бюджета было выдано ссуд в шесть раз больше, чем планировалось. Можно было бы лишь порадоваться за столь активную инвестиционную деятельность областной администрации, если бы в ее результате бюджет получил прибыль, а предприятия, получившие ссуды, встали на ноги, заработали и начали платить налоги. Но прибыли бюджет не получил, так как 74% всех ссуд выделялось на беспроцентной основе. То есть за пользование этими деньгами можно было не платить. Потери областного бюджета составили астрономическую сумму в 167 млн. рублей. Но благотворительность областной администрации не знала границ. Просроченными оказались бюджетные ссуды на 75 млн. рублей, и не было предпринято никаких штрафных санкций, в результате чего бюджет лишился еще 1 млн. 462 тыс. рублей.
       Перечисленные нарушения — это лишь малая часть того, что было выявлено в результате многочисленных проверок, проведенных в Тюменской области. По большинству эпизодов никаких обвинений ни губернатору, ни членам его администрации пока предъявлено не было.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera