Сюжеты

КТО БЫ НИ ПОМОГАЛ КУЛЬТУРЕ, ВСЕ РАВНО ЭТО БЛАГО

Этот материал вышел в № 93 от 21 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

КТО БЫ НИ ПОМОГАЛ КУЛЬТУРЕ, ВСЕ РАВНО ЭТО БЛАГО — Некоторые подводят итоги тысячелетия, большинство — века. Давайте будем скромнее и попробуем поговорить о завершившемся десятилетии — 90-х годах ХХ века. Близкий вам поэт назвал эти годы...


КТО БЫ НИ ПОМОГАЛ КУЛЬТУРЕ, ВСЕ РАВНО ЭТО БЛАГО
       
       — Некоторые подводят итоги тысячелетия, большинство — века. Давайте будем скромнее и попробуем поговорить о завершившемся десятилетии — 90-х годах ХХ века. Близкий вам поэт назвал эти годы временем распада. А вы, прозаик, человек наблюдательный, удивительно творчески активный, заботящийся о людях культуры, что вы скажете хотя бы о предварительных итогах этого десятилетия? О том, насколько смогли люди творческие использовать непривычную для истории России свободу — свободу самовыражения?
       — Считала и считаю, что для художника свобода не вне, а внутри него. Люди, истинно предназначенные литературе, становились писателями, получали известность во все времена. Так же и ученые. Туполев разработал чертеж своего уникального самолета в заключении, Капица сделал открытие века, связанное с гелием, как мне помнится, будучи под пристальным контролем властей, а Солженицын, репрессированный, сосланный, изгнанный, писал лучшие свои страницы. Кто знает, где и при каких обстоятельствах гений реализует свои замыслы. Порой и в самых тяжелых условиях — вместо свободы — самостоятельность поведения не бывает отравлена компромиссом. Но, конечно же, свободное общество обеспечивает верность самому себе оптимально.
       — И все же, какую черту десятилетия вы назвали бы определяющей?
       — Завоевание последнего десятилетия — внутренняя раскрепощенность личности. Люди приучаются существовать вне идеологического пространства. Была разрушена рабская зависимость от указующего перста. Новое поколение проявляет индивидуальную инициативу, учится думать самостоятельно, формирует собственное поле действия. Думая о будущем, оно анализирует природу своих способностей, чтобы обменять их на житейские ценности.
       — Вот «Триумф» поощряет высшие проявления творческих способностей в культуре. А теперь еще и молодые таланты. Сколькие уже стали «триумфаторами»! Не снижается ли уровень награжденных? Сложностей с выбором лауреатов не бывает?
       — Наоборот, пяти премий все время не хватает. Если б вы знали, каких два номинанта шли в затылок ныне избранным (всего на один голос меньше), вы бы «слезами обливались». Тайна голосования всегда дает сюрпризы, несколько равновеликих выдвижений могут разделить голоса. Дирижерам, к примеру, до сих пор не везло, хотя у нас есть замечательный Колобов.
       — Напомните, как родился проект создания «Триумфа»? Идея-то ваша?
       — В чем-то хотелось следовать положению о Нобелевских премиях. Тайное выдвижение — только членами жюри, тайное голосование, независимое жюри из мастеров, почти каждый из которых сам достоин премии, но получить ее не имеет права. Есть и совершенно новые черты — премия по культуре включает все виды искусства, вслед за торжественной церемонией награждения проходит фестиваль, назвали его «Рождественская карусель», в котором участвуют лауреаты и члены жюри. В течение года работа фонда не прекращается — показы новых кинофильмов, выставок, творческие вечера триумфовцев... А с 2001 года, как было объявлено, учреждены также и премии по науке. Я сама из семьи ученых, успела познакомиться лично с Л. Ландау, И. Таммом, П. Капицей. И испытываю огромную радость оттого, что «Триумф» будет поддерживать ученых.
       — Не кажется ли вам, что вообще премий стало чересчур много? При этом они вряд ли компенсируют нищенские зарплаты актеров и гонорары писателей...
       — Как-то позвонил мне из Англии корреспондент крупной газеты. Хвалил очередной выбор «Триумфа» и сетовал на то, что лауреаты «Букера» не становятся знаменитостями. Целесообразно ли давать премию? Я ответила, что не только целесообразно, но — необходимо. Он был несколько растерян, думал, что я начну топить «не свою» премию. Уверена, кто бы сегодня ни помогал культуре, все равно это благо. Этот пресловутый «остаточный принцип» финансирования разрушает наше культурное пространство — библиотеки, музеи, лишает людей возможности заплатить за билеты. По мне, пусть уж лучше двум «лишним» писателям или актерам дадут премию. Будучи когда-то во Франции как автор переведенной книжки, я была потрясена, узнав, что там чуть ли не четыреста премий только по литературе. Каждое издательство или крупный книжный магазин располагает премией. И в Штатах «не счесть алмазов».
       — Но вернемся к «Триумфу». Что, кроме разножанровости лауреатов и почти нобелевских притязаний, отличает вашу премию от остальных?
       — Прежде всего «Триумф» пока действительно независимая, или, как пишут, единственная негосударственная премия, присуждаемая по всем видам искусства. Мы не зависим от давления ни сверху, ни снизу, не публикуем списка номинантов, отмечаем достижения российских мастеров, разбросанных по всему миру. Кто знал, где проживают Шнитке, Аверинцев, Войнович, Канчели, Пярт, Плисецкая, Иоселиани... в момент выбора жюри. У нас даже в жюри двое «американцев» — Эрнст Неизвестный и Василий Аксенов. Конечно, обсуждая номинантов, мы принимаем во внимание влияние личности на современный культурный процесс, элемент новаторства, иногда недостаточную высвеченность таланта.
       — К Плисецкой это тоже относится?
       — Майя Михайловна — случай исключительный. Вторым был Игорь Моисеев. Когда эти имена оказались выдвинутыми, мало кто проголосовал против. Это — гении, рождающиеся раз в столетие, к тому же был повод соблюсти наши принципы: и Майя Михайловна, и Игорь Александрович — блестящее звено в развитии сегодняшнего культурного процесса.
       — Кого мы увидим на традиционном фестивале «Рождественская карусель»? Плисецкая наверняка танцевать не будет, а Юнну Мориц с Юрой Ростом я с трудом представляю поющими...
       — И зря. У нас был один фестивальный концерт, который придумали именно в этом качестве, — каждый делал на сцене не то, чего от него ожидали. Инна Чурикова пела под баян частушки, Зураб Соткилава играл в футбол, Олег Меньшиков дирижировал оркестром Колобова, Владимир Васильев выходил ряженым, говорил старческим голосом, и его никто не узнал. А вообще-то, фестиваль готовится за несколько месяцев до объявления новых лауреатов, и включить в него мы успеваем, как правило, кого-нибудь одного. В нынешнем году это будет спектакль Анатолия Васильева и Игоря Попова. А помимо этого, премьеры: «Пиковая дама» Евгения Колобова с участием Аллы Демидовой, авторский вечер Михаила Жванецкого в Зале Чайковского, спектакль «Кухня» Олега Меньшикова в Театре им. Моссовета, балет «Green» с Ниной Ананиашвили. Возможно, будет показан новый спектакль О. Табакова во МХАТе. Намечается вечер «Триумф» и джаз». Обязательно выступят и те, кто стал обладателем молодежных поощрительных грантов «Триумф». Их, как было объявлено, 20, и по решению попечительского совета общий фонд грантов составляет сумму, эквивалентную 50 тысячам долларов. Среди них такие известные имена, как Евгений Гришковец, Марина Жукова, Дина Корзун, Галя Тюнина, Чулпан Хаматова, Ира Линдт, Максим Галкин, Дельфин (Андрей Лысиков), Дмитрий Илугдин...
       Мое глубокое убеждение, самое слабое место всех наших реформ — отсутствие стимулирования. Стимула лучше работать, жить, реализоваться. Для художника самый серьезный антистимул — когда тебя не замечают, когда дни убегают и приходит осознание, что никому твое искусство или изобретение, проект, изделие не нужны. Кому-то выгодный миф, что молодые ученые и художники уезжают за длинным рублем, желательно зеленого цвета. Уезжают из-за нереализованности. Многие готовы работать за небольшую зарплату — дайте им лабораторию, возможность сыграть роль или записать диск.
       — В «Триумфе» появилась новая дирекция. Возникли имена Шабдурасулова и Коконина. Извините, Зоя Борисовна, не очень-то верится, что появившееся над вами руководство не будет вмешиваться в работу жюри, не будет что-то навязывать вам, кого-то «не пущать».
       — Это абсолютно исключено. Ни жюри, ни я не поддаемся внушению, ежели чего-то не разделяем. И уверена, что это не те люди, которые так себя поведут. Березовский — инициатор попечительского совета — никогда не позволял себе вмешиваться в художественные основы «Триумфа», полагаясь на выбор профессионалов. Я осталась в этом триумвирате координатором всей художественной деятельности «Триумфа». Однако кое-что придумываем совместно.
       — О нынешних трудностях Бориса Абрамовича вы знаете так же, как я, из СМИ или от него лично?
       — К сожалению, сейчас мы общаемся только через посредников. Уже несколько месяцев с ним не говорила.
       — Он доволен нынешним выбором лауреатов?
       — Слышала, что доволен. Он поддержал и остальную программу: фестиваль, участие молодых.
       Вы правы, у него сейчас период трудный. На пресс-конференции члены жюри и присутствующие в зале говорили о презумпции невиновности, о том, что испытывают благодарность за то, что и в это неспокойное время «Триумф» не прекращает свою деятельность. Были и другие голоса, которые осуждали триумфовцев за использование финансов олигархов.
       Березовский — человек блестящих способностей, которые, несомненно, будут реализовываться и впредь. Процитирую себя на первом вручении премии «Триумф»: «Мало кто помнит сегодня, что Нобель изобрел динамит, но все знают Нобелевскую премию. Когда-нибудь все забудут марку «Жигулей», которую выпускают наши попечители, но все будут помнить, что Березовский учредил первую независимую премию во всех жанрах искусства в России».
       — То есть олигархами тоже разбрасываться не стоит: один уже культуре помогает, другой, глядишь, чукчей накормит... Впрочем, «разбрасываются» (по всему миру) только теми из них, кто связан со СМИ. Но, кажется, мы возвращаемся к началу нашего разговора об итогах десятилетия...
       — Это были годы свободы, но вместе с тем и время, когда людям творческих профессий крайне трудно было прославиться, даже просто оказаться замеченными. В новом веке и тысячелетии, надеюсь, наступит время достижений не только в гиперпространстве и виртуальной действительности, но и в том, что находится совсем рядом.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera