Сюжеты

ВЫШЕЛ МОНСТР ИЗ КАРМАНА…

Этот материал вышел в № 93 от 21 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Не находя средств на развитие детского кино и телевидения, мы рискуем оказаться один на один с монстрами. Пока карманными В день телевизионной премьеры дирекция общественных связей ОРТ пригласила журналистов и ребят из приюта «Отрадное» в...


Не находя средств на развитие детского кино и телевидения, мы рискуем оказаться один на один с монстрами. Пока карманными
       
       В день телевизионной премьеры дирекция общественных связей ОРТ пригласила журналистов и ребят из приюта «Отрадное» в кинотеатр «Ролан» на презентацию японского мультипликационного сериала «Покемон».
       В мире вокруг «Покемона» (сокращение от Poket Monster — «Карманный монстр») бушуют страсти. Его рейтинги зашкаливают и в Японии, и в 51 стране мира, куда сериал был продан до нас. По всему миру расползлась настоящая «покемания». В Стране восходящего солнца более 70 фирм производят 4 тысячи видов игрушек, одежды, канцтоваров, продуктов питания, использующих образы героев сериала. По миру таких фирм более 500, а количество видов продукции уже перевалило за 8 тысяч.
       Из мультсериала покемония переползла и в компьютерные игры. В мире продано более 6 млрд. (миллиардов!) единиц программного обеспечения «Покет-монстер» для Game boy и более 4 млрд. картриджей «Покемона» для электронных игр. Даже советник посольства Японии в России Кейдзи Иде, способствовавший тому, чтобы «Покемон» нашел дорогу на ОРТ, жалуется, что не может оторвать своих собственных детей от игровой приставки.
       Но нас и после покупки сериала вся эта шумиха могла бы не волновать. Рейтинги детских передач в России ничего не значат. Даже теоретически в рейтинговых замерах принимают участие зрители «старше 6 лет», то есть кусок зрительской аудитории, а вместе с ней и кусок рейтингового пирога теряется. Плюс к этому даже самый высокий рейтинг создателей детских программ радует только абстрактно, но денег на создание новых программ не приносит — по закону реклама в детских передачах запрещена. Кроме того, упомянутая приставка Game boy в России не используется, а по мнению главного детского телевизионщика ОРТ Сергея Супонева, вся покемания идет больше от игр, чем от сериала...
       Казалось бы, нечего волноваться. Но в день премьеры серьезная газета «Известия» посвящает детскому мультфильму большую статью с пугающим заголовком. В чем причина?
       Несколько лет назад в Японии наблюдалась неожиданная эпидемия детской эпилепсии. Все пострадавшие дети попали в больницы после просмотра одной из серий «Покемона». Авторов фильма тогда обвинили в использовании запрещенных методов воздействия на подсознание, пресловутого «25-го кадра» с изображениями Секу Асахары и Шивы. Но конкретных доказательств подобного воздействия не смогли обнаружить ни западные ученые, ни их российские коллеги. Академик РАЕН психоэколог Игорь Смирнов, много лет занимающийся проблемами воздействия на подсознание, работая с небольшим фрагментом злополучной серии, смог декодировать только смутное подобие какого-то иероглифа.
       Этот ли иероглиф так воздействовал на японских детей, наигрались ли они до одури в компьютеры, или все просто трагически совпало, сейчас гадать трудно. Да и не нужно. Злополучная серия российским детям не угрожает. Она была перемонтирована так, что больше не вызывает ни припадков у детей, ни вопросов у взрослых. Но этот сериал, как и другие детские премьеры последнего сезона, вызывает вопросы о программной политике российских телеканалов.
       Понятно, что если мы будем пичкать наших детей их покемонами и телепузиками, то ни мы сами, ни эти дети не доживем до времени, когда российские детские программы будут закупать в 51 стране мира. Но при этом сетовать на «коварных телевизионщиков» не получается. Весь «Покемон», призванный четырежды в неделю развлекать наших детей целых полгода, был закуплен за сумму, которой не хватило бы и на три серии собственного производства.
       Япония и Великобритания умеют снимать быстро и дешево. И дешево продавать, захватывая наш рынок. А нам остается только разводить руками. И с опаской ждать момента, когда родное чадо, запомнившее 150 имен всех карманных монстриков, не вспомнит, кто такой Чебурашка.
       А отдельной строкой в бюджете «На наше будущее» — на детское кино, детское телевидение и образовательные телепрограммы — в этом году, как и во все предыдущие, я что-то не обнаружила. В отличие от обилия статей с 23 млн. долл «на оборудование пивоваренной промышленности для чебоксарского АО «Булгархмель» или с 309 млн. долл. на ФАПСИ (о чем «Новая газета» писала в понедельник)...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera