Сюжеты

КИНО С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Этот материал вышел в № 88 от 30 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В прокат вышла террористическая комедия Джона Уотерса Единственный арт-хаусный кинотеатр страны решил всерьез поиздеваться над своими постоянными клиентами-киноманами. В «35 ММ» стартовал «Безумный Сесил Б.» Джона Уотерса — режиссера, в...


В прокат вышла террористическая комедия Джона Уотерса
       


       Единственный арт-хаусный кинотеатр страны решил всерьез поиздеваться над своими постоянными клиентами-киноманами. В «35 ММ» стартовал «Безумный Сесил Б.» Джона Уотерса — режиссера, в фильмах которого домохозяйки убивают соседок за «неправильные» тапочки, а благообразные мальчики фотографируют любительской камерой содержимое мусорных бачков.
       «Он даже не догадывался, куда его могут завести «35 ММ» — так звучал слоган «Пеккера», предыдущего фильма Уотерса (в нашем видеопрокате — «Фотограф»). То же самое можно сказать и о вожде кинорадикалов Безумном Сесиле Б., окруженном командой самых причудливых извращенцев — от темнокожего рэпера с татуировкой «Дэвид Линч» до существа неопределенного пола, которое работало кассиром в коммерческом кинотеатре и годами занижало прибыли от блокбастеров. Каждый из киноманьяков представляется зрителям с большой любовью и сатирической тщательностью: дескать, вот какие еще бывают и вот какие — неужели вам до сих пор не противно? Парикмахер Родни ненавидит себя за то, что он натурал и боготворит Альмодовара, актриса Чериш ради участия в подпольном проекте бросает карьеру порнозвезды, а гримом заведует сексуально фрустрированная сатанистка Ворон...
       Наконец все готово для съемок первого полнометражного фильма Сесила, на главную роль в котором режиссер собирается «пригласить» звезду Голливуда сорокалетнюю Хани Уитлок (Мелани Гриффит). Приглашение следует незамедлительно — во время балтиморской премьеры ее нового фильма «Что-то вроде счастья» в зале начинаются стрельба, паника, и женщину в расцвете карьеры засовывают в лимузин и увозят на кинематографическую малину.
       Хани избрана из сотен других — именно ее Сесил решил спасти из кошмара студийной системы, из лап продюсеров семейных фильмов. Избалованную женщину нещадно красят пергидролем, одевают, как фрика, и выпускают на съемочную площадку. Режиссерская манера Сесила определяется его любимой фразой: «Меня посетило видение!» После этих слов вся банда срывается с места и, зарядив в камеру пленку, едет, например, громить семейные кинотеатры или съемочную площадку сиквела фильма «Форрест Гамп».
       Поначалу испуганная звезда жмется по углам и уговаривает своих мучителей «позвонить родителям». Но потом федеральные органы по ошибке зачисляют похищенную Хани в число преступников, и в стране начинается шумная кампания по ее разоблачению. Выступления бывшего мужа и коллег провоцируют и без того неизбежный «стокгольмский синдром», и вчерашняя звезда начинает распевать партизанский гимн «Безумен навеки». Через какое-то время у нее тоже начинаются видения.
       Разумеется, борьба отдельных радикалов с «мультиплексами в супермаркетах» не может увенчаться успехом. Поэтому единственным экзаменом на чин для синефила становится его готовность умереть за свой фильм. Большая часть команды этот экзамен с успехом проходит.
       «Безумный Сесил Б.» — фильм гомерически смешной, особенно для тех, у кого где-нибудь на видном месте тоже есть татуировка «Дэвид Линч» или «Фассбиндер». От Уотерса на орехи достается киноманам всех разновидностей: поклонникам гонконгских боевиков, любителям трэш-порнографии, фанатам тинейджерских ужастиков, дотошным исследователям «режиссерских версий» и апологетам дрожащей камеры.
       Самого Джона Уотерса вряд ли всерьез волнует судьба не чужого ему, в общем-то, независимого кино. Сам он уже довольно далеко отошел от некоммерческих проектов. Бюджет «Сесила» составил 10 миллионов долларов — в 800 раз больше, чем бюджет «Розовых фламинго», фильма, который в семидесятых принес Уотерсу широкую известность и превратил его в инди-икону. Скорее всего режиссера интересуют частное отвращение и частный хохот каждого отдельного зрителя.
       Из всего этого следует неизбежный вывод: в современных условиях воспринимать кино как искусство могут только люди, страдающие злокачественной шизофренией. Спустя пять лет после появления манифеста «Догмы» зрителям пора принять свой «кодекс целомудрия»: фильмы, снятые на натуре, без использования реквизита, ручной камерой и без специального освещения, смотреть впредь стоит только с закрытыми глазами.
       А дебютной полнометражной ленты Безумного Сесила Б. мы, к счастью, не увидим никогда.
       
       «35 ММ», «Ролан», до 5 декабря
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera