Сюжеты

ВИКТОРИНА

Этот материал вышел в № 88 от 30 Декабря 2000 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

На памяти Виктора Цоя можно заработать наверняка После гибели Виктора Цоя — солиста группы «Кино» — продюсер Юрий Айзеншпис собрал на его могиле всех остальных музыкантов группы и заставил поклясться никогда не спекулировать именем Цоя,...


На памяти Виктора Цоя можно заработать наверняка
       
       После гибели Виктора Цоя — солиста группы «Кино» — продюсер Юрий Айзеншпис собрал на его могиле всех остальных музыкантов группы и заставил поклясться никогда не спекулировать именем Цоя, названием группы, воспоминаниями.
       Недавно за рубли продавали ностальгию. Повод был.
       15 августа 2000 года исполнилось 10 лет со дня гибели музыканта. Дань отдавали весьма оригинальным способом. 17 ноября в «Олимпийском» случился концерт «КИНОпробы», на котором песни Цоя исполнили современные кумиры молодежи разной степени известности. 19-го — был повтор в Питере. Как оказалось, каждый из участников преследовал свои цели. Что это было — объяснить не смог никто

       
       С идеей проекта питерский продюсер Панкер обратился к директору Real records Алене Михайловой. Каждый участник должен был выбрать песню Цоя и спеть перед массами.
       Идея понравилась. Состав питерских участников определяли Панкер и супруга Цоя Марьяна, всех остальных — «Реал рекордс».
       «Мумий-тролль», например, спел «Восьмиклассницу», «Земфира» — «Кукушку». Хит «Мы ждем перемен» выбрал вокалист молодой группы «Мультфильмы». Молдаване «Zdob zi zdub» исполнили свой вариант песни «Видели ночь» с дудками и цыганами. Всего перепели Цоя более 10 команд.
       Концерт назвали на языке MTV, по-английски, в духе современности — «трибьют». В переводе означает «дань». Поколение Цоя обходилось языком русским.
       
       «Все группы, которые принимали участие в этом концерте, на фоне «Кино» выглядят достаточно мизерно, — считает музыкальный критик Артемий Троицкий. — Это видно невооруженным глазом. У нас любят юбилеи. Любая группа считает своим долгом отметить год, 5 и 10. Хотя даже «Битлз» или «Роллинг Стоунз» устраивали подобное очень редко. У нас это просто какая-то болезнь, что, впрочем, естественно. Если нечего сказать, ничего нового не делается, появляются такие юбилеи».
       
       На популярных песнях легко заработать организаторам? Или сделать себе имя молодым участникам? Или всех томит светлая печаль? А если томит — насколько этично зарабатывать на этом деньги? Ответы на эти вопросы мы и попытались найти.
       
       Продюсер «Кино» Юрий Айзеншпис уверен: ничего общего с данью памяти эта акция не имеет: «Организовывать этот концерт «Реал рекордз» не имел никакого морального права. Это просто измывательство над памятью Цоя. Акция несомненно провалилась, и так думаю не только я».
       
       Бывший гитарист «Кино» Юрий Каспарян более дипломатичен:
       «На подобных мероприятиях я всегда испытываю смешанные чувства. Потому что в принципе это дань памяти. Но с другой стороны... Вообще я этими акциями никогда не занимался и впредь не буду, поэтому свое мнение оставляю при себе».
       
       На «КИНОпробах» Каспарян подыграл на гитаре группе «Кукрыниксы». Летом помогал делать ремиксы на песни Цоя питерскому музыканту Рикошету. Обещание Айзеншпису, видимо, забыто?
       
       «Вообще мы бесплатно не играем, но здесь выступили, — говорит другой бывший гитарист Цоя Алексей Рыбин (Рыба). — Это нужный проект». Легендарный друг Виктора со своей группой принимал участие только в питерской части.
       
       «Много можно спорить об этике, — говорит Егор Тимофеев из группы «Мультфильмы», — но я, например, от такой возможности не отказался, потому что мне нравится «Кино». Этическая сторона вопроса была мною отрезана и забыта».
       
       Для кого-то Цой — ушедший кумир для трепетного отношения, а для кого-то — не больше, чем модель для сборки.
       
       «Я захотел, чтобы от песни Цоя, которую мы делаем, ничего не осталось, чтобы это был «Король и шут». Каждый, кто берется за чужую песню, все равно делает ее по-своему», — уверен панк Князев из «Короля и шута».
       
       «Снейк», барабанщик другой молодой панк-команды — «Наива»: «Это достойный материал для того, чтобы им заниматься, делать каверы. Мы сделали свою версию «Мамы-анархии» еще до того, как появился этот сборник. Нам просто понравилось, и из любимых групп детства мы выбрали именно «Кино».
       
       «Мне кажется, если человек захочет слушать Цоя, он все равно будет его слушать, и, как правило, в подлиннике, — считает близко знавший Цоя Олег Гаркуша из «Аукцыона», один из ведущих концерта. Потому что песни очень кайфовые. Я не знаю ни одного человека, которому не нравится. От них прет душевность, сердечность, энергия. Цой очень доступен. Он — как Высоцкий, если сравнивать. Как человек, с которым можно сесть попить пива там, чая, просто поговорить».
       
       Второй ведущий — Сергей Бугаев, (Африка), признается:
       «Меня интересует энергетическая сторона этого дела. Я первый раз подключился к подобного рода проекту. Мне показалось, это достаточно серьезно именно за счет привлечения широкого спектра современных молодых исполнителей, которые имеют большое влияние на молодежь».
       
       Некоторые участники концерта до этого Цоя даже не слушали.
       «Просто прикололась. Хорошая же идея — новая жизнь песни», — улыбается жизнерадостная Юля Чичерина.
       
       «Ни в детстве, ни в юности я не слушал Цоя, — признается Роман Ягупов, лидер молдавской группы «Zdob zi zdub». — Но этот проект мне понравился». Я думаю, здесь присутствует в основном молодежь, которая слушала «Кино» на кассетах, не ходила на концерты. Я не хочу вдаваться в какую-то политику, затрагивать денежные моменты, я просто думаю, что это позитивный концерт».
       «Цыганский» вариант песни «Видели ночь» у зрителей на первом месте. Представитель «стариков» Юрий Айзеншпис называет эту кавер-версию форменным издевательством над песней.
       Если целью является память, зачем нужна приманка в виде популярных исполнителей? Кто захочет, вспомнит «Кино» таким, каким оно было. На катушках и кассетах. С запахом талого весеннего снега и предчувствием перемен.
       
       «Если и устраивать что-то подобное, то с совершенно другим смыслом. С участием «стариков» — Кинчева, Шевчука, людей, которые знали Виктора. Они могли воссоздать ту атмосферу питерского рока, которая была при его жизни», — говорит Юрий Айзеншпис.
       Во время концерта за сценой ощущалась скука. «Мне не очень это нравится. Нет движения. Они че-то все стоят. Никто не танцует, и нету энергии», — говорит панк Князев. Ощущение искусственности и вторичности происходящего действительно было. Примерно такие же чувства испытываешь, когда смотришь американский фильм «Онегин». Произведение вроде бы культовое, а смотреть скучно. Сюжет известен наизусть.
       Однако «коммерческий продукт» «пипл схавал». То есть, простите, зрителям «понравилось». Почему, толком не мог объяснить никто.
       Вопрос: «На кого пришли — на Цоя или на группы?» — вызывал замешательство. Подумав, некоторые склонялись к тому, что «скорее даже на группы». Большинству нравилось то и другое в сочетании. Организаторы получили двойное попадание — как результат грамотного пиаровского хода.
       На вопрос: «Память или промоушн?» ответ один — Цоя выгодно вспомнить. И бесспорно, приятно.
       
       «Единственное яркое пятно в концерте — это Земфира, — считает опытный продюсер Айзеншпис. — Я всегда говорил, что она талант. Цой в юбке. Для всех остальных участников — это мощный промоушн».
       Но признался в этом только Олег Скрипка из «Воплей Видоплясова»:
       «Мне не нравится то, что здесь происходит. Мы здесь потому, что это реклама для группы «Вопли Видоплясова».
       Честно.
       
       Остальные закатывали глаза, упиваясь памятью (банально, надо сказать), или уходили от ответа. Отрицать, что участие в таком массовом проекте — хорошая реклама для молодых групп, глупо. Поэтому на пресс-конференции было оговорено заранее: на сцене — никаких своих песен. Только «Кино». Лидер «Танцев минус» Слава Петкун — единственный из участников, кто на этой пресс-конференции присутствовал. Соответственно, все слышал. Тем не менее он оказался единственным, кто использовал случай на все сто. Помимо двух песен Цоя, Петкун исполнил пару собственных новинок.
       Удачно.
       Но логично — надо же получить хоть какую-то выгоду, раз ничего не платят. За участие в концерте ни один артист не получил ни копейки.
       
       Куда идет прибыль от концерта? Известный музыкальный критик Александр Кушнир, автор книги «100 магнитоальбомов советского рока», с грустью прогнозирует: «Глубоко уверен, что средства от концерта пойдут не туда, куда они декларируются. Как правило, это судьба любых крупных рок-акций, начиная от концерта памяти Нельсона Манделы и заканчивая старым Вудстоком. Дай бог, чтобы я оказался не прав».
       
       Сразу хочется обвинить организаторов — «снимают деньги с трупа». Помимо «концерта памяти», «Реал» выпустил два альбома «Tribute Виктор Цой» и готовится выпустить фильм на DVD-дисках, состоящий из записи шоу и интервью участников.
       
       Но генеральный директор «Реал рекордз» Алена Михайлова подобному вопросу удивилась: «Еще никто не подсчитывал, заработали ли мы что-то на этом концерте. По крайней мере пока от выпуска первого альбома (вышедшего 17 октября — Ю.С.) мы явно в минусе. Много денег отняли организационные вопросы — аренда «Олимпийского», профессиональная съемка. Кроме того, мы оплачивали артистам дорогу и запись песен. Отчисления «Moroz records», которому принадлежат права на издание Цоя. Плюс авторские Марьяне».
       
       Меценатство?
       Марьяна Цой — единственная, кто уж точно в минусе не оказался. При любом раскладе она получит 5% прибыли от концерта и примерно 10% от продажи альбомов.
       «Марьяна Цой просто кровосос, — возмущается Айзеншпис. — Я хорошо знал Виктора, знал суть их отношений. Последние три года Цой жил с совершенно другой женщиной. То, что Марьяна официально оказалась его женой, чистая случайность».
       На авторских Марьяна Цой в последнее время зарабатывает очень неплохо. Эксплуатация имени Цоя в последнее время — мода. Перепевает песни внешне похожий Бекхан, «Звезду по имени Солнце» поет однофамилица Анита, рэперы «Легальный бизнес» выпускают свою «Пачку сигарет». Делает ремиксы Рикошет, с которым при жизни Цой был, мягко говоря, в, прохладных отношениях...
       
       «Видимо, Цой — вечный герой. Таким и останется. Другие люди, которые ушли, тоже великие, но выбор пал почему-то на Витю» — так объясняет коммерческую «КИНОманию» Олег Гаркуша из группы «Аукцыон», один из ведущих концерта. «Это такие песни, которые все равно будут слушаться в исполнении всех тех коллективов, которые принимали участие в концерте и записи двух альбомов. И вероятнее всего, будут принимать все дальше, дальше и дальше».
       
       У каждого поколения своя музыка. Свои ассоциации, переживания и герои. Свой мир. Не можешь найти нового в настоящем — ищешь интересное в прошлом.
       Время героев прошло. Остается ждать перемен.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera