Сюжеты

РУКИ У МЦЫРИ В ГЕКСОГЕНЕ

Этот материал вышел в № 02 от 15 Января 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

И ФОРМА ЧЕРЕПА Судя по всему, стариком, который спас Мцыри, заинтересуется Генеральная прокуратура. Согласно последним исследованиям литературоведов и историков, это не романтический герой, а скорее Радуев. Психически нездоров, потому что...


И ФОРМА ЧЕРЕПА


       
       Судя по всему, стариком, который спас Мцыри, заинтересуется Генеральная прокуратура. Согласно последним исследованиям литературоведов и историков, это не романтический герой, а скорее Радуев. Психически нездоров, потому что чеченец.
       В поэзии и прозе всегда ловили чуждые нам элементы. Бдительность — хроническая болезнь идеологии. Вы помните, как пытливо всматривались в профиль Чебурашки? Чему он может научить наших детей, этот профиль?
       Ныне идеологическая борьба идет на этническом ковре. Никому уже и объяснять не надо, что дурные идеи приходят в головы, имеющие лица кавказской национальности.
       И не все Боги одинаковы. Одни спасают души, другие толкают к фундаментализму, что довольно близко к гексогену.
       Уроки подозрения начинаются в школах. В шедеврах мировой литературы пытливые умы находят отличие одной расы от другой.
       Ну а о превосходстве речь, видимо, еще впереди.
       
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ НА ОДНОМ ИЗ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
       
       Нас всех учили. Понемногу — зато всему. Закону Бойля — Мариотта, скрещиванию хромосом, ходьбе на лыжах, извлечению квадратного корня и выпиливанию лобзиком. Еще учили, что вся русская литература вышла из «Шинели» Гоголя, что Катерина Кабанова — «луч света», а «Мцыри» — это гимн свободолюбию и страстной душе.
       Оказывается, хрестоматийные формулы меняются со временем. Точнее, их меняет время
       
       — Что вы за инстанция такая, чтобы мы перед вами отчитывались? Ну даже если теоретически предположить, что учитель таким образом трактует литературное произведение, что теперь? Давайте напишем, что в школе такой-то преподаватель разжигает межнациональную рознь...
       Завуч праведно гневалась. Никто ведь не желает писать о хорошем, всем нужны жареные факты.
       Пожалуйста, пишу: школа-гимназия №1106 — одна из лучших в округе. Известна новыми методиками преподавания, интересными дидактическими разработками. На хорошем счету в роно. Стабильный преподавательский состав. Высокий процент поступающих в вузы выпускников школы. Ежегодные торжества «Посвящение в гимназисты». Многочисленные праздники. Газета литературного творчества учеников. Чистота в коридорах. Охранник у дверей. Масса достоинств.
       Тем не менее все получилось, как в киножурнале «Фитиль»: к нам поступил сигнал. Мы отреагировали.
       Учительница литературы Людмила Жановна задала сочинение: «Сравнение образа Мцыри и Древнего Славянина». По школьной программе «О физическом и нравственном характере Древних Славян» Карамзина и «Мцыри» Лермонтова теперь читают в пятом классе, хотя раньше изучали в седьмом. Десяти-одиннадцатилетние ребятишки должны были сопоставить внешний облик и внутренние качества... э-э-э... художественного образа и реального, исторически подтвержденного национального типа.
       Родители некоторых учеников удивились, сочтя неправомерным такого рода сравнение. Нелепым. Даже смешным.
       Мой учитель литературы точно обхохотался бы.
       Карамзина прочли и усвоили. Древние Славяне были храбрыми, мужественными, сильными, добродушными, гостеприимными, хотя и неопрятными в быту. Умели делать оружие и воевать.
       Потом изучили «Мцыри». Раньше говорили, что юноша-монах в отличие от разочарованного героя байроновского типа — боец, вольнолюбец, мятежная душа. И смысл поэмы в том, чтобы «прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели». Так учили меня, мою маму и мою бабушку.
       «Что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри», — написал Белинский.
       «Я рассказала ребятам, что Мцыри — двуличный и вероломный, да к тому же чеченец! — объяснила мне учительница литературы. — Значит, это в крови у его народа. Десять лет он жил в христианском монастыре. Мог он уйти? Мог. Но не ушел, а все это время лелеял в себе «могучий дух его отцов». И бежал, когда они у алтарей молились за него».
       К черту Белинского с его хрестоматийными трактовками, они безнадежно устарели. Вот она, правда жизни — суровая, как наждак. И плевать на заметки Лермонтова 1831 года: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. — С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. — Страстная душа томится. — Идеалы...»
       И пусть биографы не сочиняют, что поэт, странствуя в 1837 году по старой Военно-Грузинской дороге, наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Вранье, что тот рассказал Лермонтову, как ребенком был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. И как рос, не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пытался бежать — неудачно. Все это неправда.
       И, безусловно, Лермонтов никогда не слышал историю художника П. З. Захарова, взятого в плен русскими. Который, подписывая картины, непременно добавлял: «Из чеченцев».
       Никого такие аргументы не убеждают, пусть лермонтоведы не мелют чепухи. Ибо один довод школьной учительницы разнесет вдребезги монументальные строения литературных изысканий. Мцыри вероломен, подл, коварен. Волосы у него были темные. Глаза — тоже. Типичный кавказец. Все прочее — от лукавого.
       Легко признаться десятилетнему, что Деда Мороза нет. Он сам это знает, потому что уже большой. Сказать, что черты Мцыри-чеченца присущи всей нации, — труднее, может не понять.
       Большинство детей оказались понятливы и податливы. Большинство получили отличные оценки за сочинения.
   
       Вообще-то он эгоист, потому что ушел от монахов, которые за него молились и ухаживали за ним, когда тот был болен.
       Древний Славянин был высокий, крепкий, здоровый, выносливый. Мцыри — маленький, с темными кудрявыми волосами (?), черноглазый (?), хрупкий и худой.
       Мцыри помнил, что был мусульманином, но скрывал это и вместе с братьями молился Господу нашему Иисусу Христу, в чем и был грешен.
       Мцыри и Древний Славянин — представители двух национальностей (цитируется дословно).

 
       Говорите после этого, уважаемая директор гимназии, что ваша школа, как церковь, отделена от государства. И что вы придерживаетесь принципов открытости и демократии. Лукавство неуместно.
       В этой стране очень сложно не вляпаться в государственную идею — шовинизм.
       Еще здесь должен быть пафосный выпад о профанации литературы. Не дождетесь.
       Одна смелая девочка заявила на уроке, что писать не будет. Другие смелые дети накропали дома по полторы странички, подпитав сочинения сведениями из «Лермонтовской энциклопедии» (они приведены выше). Схлопотали. «Не справились, схалтурили, болтали, когда объяснялось задание», — растолковала учительница и вернула двоечные работы авторам. Переделать. Чтобы у всех мнений был единый знаменатель.
       Когда поднялась вся эта окололермонтовская суматоха, вспомнились и другие заслуги преподавателя литературы. Еще несколько лет назад Людмила Жановна вела в начальных классах ОДК — основы духовной культуры. Толковала Библию — истинно верующие родители готовы были чертыхаться. Излагала историю Каина и Авеля столь драматично-пугающе, что ребята рыдали. Внушала понятие греха настойчиво, словно делала прививку от оспы. Учила ребят — и православных, и мусульман, и иудеев — креститься по-православному. Представители всех конфессий возмущались. Наконец нашлась рьяная родительница из тех, что всегда в авангарде, добралась до роно и четко изложила свои претензии к преподавательнице и ее методам. Курс ОДК таки запретили. Слава богам.
       Говорят, времена всегда одинаковы, меняются только люди и обстоятельства. Не удивлюсь, если через пару лет Чичикова превознесут как положительного героя и преуспевающего бизнесмена. А «Даная» Рембрандта будет символом вульгарности. Ничего странного, если сегодня Мцыри — лицо кавказской национальности.
       Ага, а Джоконда — высоколобая безбровая темноволосая пигалица. Наверняка еврейка.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera