Сюжеты

XXXXXXXX

Этот материал вышел в № 04 от 22 Января 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Министерство образования дало единому экзамену путевку в жизнь. Пока только экспериментальную... Невнимание государства к образованию, доведшее до отчаяния миллионы педагогов и родителей, в прошлом году сменилось декларированием того, что...


Министерство образования дало единому экзамену путевку в жизнь. Пока только экспериментальную...
       
       Невнимание государства к образованию, доведшее до отчаяния миллионы педагогов и родителей, в прошлом году сменилось декларированием того, что сфера образования является приоритетом с точки зрения социально-экономического развития страны. Постановление правительства дало старт «модернизации образования», проще говоря, его реформе.
       Ключевым ее моментом стал так называемый единый государственный экзамен (ЕГЭ), призванный заменить выпускные экзамены в школе и вступительные в вузе. Важнейшая цель такой замены — достижение максимальной объективности в оценке знаний выпускников. Сколько слез, обид, разочарований предстоит пережить вчерашнему школьнику, чтобы поступить в вуз, а сколько за это время умирает нервных клеток у его родителей, вынужденных платить немыслимые суммы денег репетиторам! Субъективность оценки знаний ребенка является главным бичом современной системы образования.
       Кроме того, единый экзамен — это и важный фактор нивелирования социального неравенства. Нынешняя «бесплатность» и «общедоступность» высшего образования всем хорошо известна: без пачки у. е. сегодня можно поступить разве что в хазановский кулинарный техникум. Представьте, какие расходы нужны для того, чтобы, например, выпускник хабаровской школы успешно сдал экзамены в престижный московский вуз. Естественно, отправлять в такие вояжи свое чадо могут отнюдь не самые бедные родители. А что с теми ребятами из провинции, у которых нет денег на «общедоступное» высшее образование? Им лучше всего забыть о Москве и довольствоваться региональными вузами. Единый экзамен позволяет достаточно эффективно преодолевать этот социальный барьер.
       
       В прошлом декабре Минобразования рассмотрело заявки на участие в эксперименте по проведению ЕГЭ от 12 регионов. Были выбраны те, которые при соблюдении определенных условий взяли на себя расходы по организации процедуры проведения ЕГЭ на своей территории. Победители — Чувашия, Мордовия, Марий Эл и Якутия — получили возможность испытать на себе как плюсы, так и, возможно, минусы единого экзамена, который пройдет летом 2001 года в школах этих регионов. Эксперимент всегда предполагает серьезный риск. Однако кто не рискует — тот не живет!
       
       Эксперимент требует тщательной подготовки, поэтому огромное внимание сейчас уделяется технологии и процедуре его проведения, разработке схемы ЕГЭ, которой занимается Минобразования. Для организации и проведения эксперимента по ЕГЭ в регионах будут создаваться координационные советы и государственные экзаменационные комиссии, в которые войдут представители администрации каждого субъекта РФ, совета ректоров вузов, общественных организаций, педагогической общественности. В них также могут войти и родители будущих выпускников, что говорит об абсолютной открытости проводимого эксперимента.
       В каждом регионе будут собраны данные о численности выпускников школ в этом году, о количестве мест для приема в вузы, рабочими группами будут разработаны рекомендации участникам эксперимента. Немаловажной частью подготовки к нему является информационное обеспечение. Именно информация о целях, задачах, процедуре ЕГЭ, доступно изложенная участникам эксперимента, может стать главным помощником в его проведении.
       В эксперименте участвуют все средние школы, имеющие госаккредитацию, и все государственные вузы, расположенные на территории данного региона, причем единый экзамен обязателен для всех выпускников 11-го класса этого года. Для соблюдения равноправия при проведении ЕГЭ он будет организован в специально отведенных аудиториях в городах и райцентрах, куда централизованно доставят выпускников сельских школ.
       
       Выпускники должны будут сдать два обязательных экзамена по математике и русскому языку и не менее трех экзаменов по выбору (литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки). Содержание экзаменов определяется как и прежде, то есть на основе примерных программ, разработанных Минобразования РФ. Экзаменационные работы будут оцениваться в баллах — по 100-балльной шкале и в отметках — по старой доброй пятибалльной системе. Шкалу перевода баллов в отметки установит Министерство образования.
       После подведения результатов выпускник сможет ознакомиться со своей экзаменационной работой и в случае несогласия с оценкой подать апелляцию в территориальную конфликтную комиссию. Рассмотрение апелляций будет проводиться до 25 июня текущего года. Не забудьте ознакомиться со сроками и порядком работы конфликтной комиссии, эта информация должна быть предоставлена выпускникам, их родителям, учителям и директорам школ не позднее, чем за две недели до начала проведения ЕГЭ.
       И вот настал долгожданный момент вручения аттестатов. Только если раньше нам выдавали одну «путевку в жизнь», то сейчас их целых две: аттестат о среднем (полном) общем образовании и сертификат-вкладыш к аттестату, в котором проставляются баллы за сданные госэкзамены.
       Приятным новшеством является и порядок проставления оценок в аттестат: если разница между годовой отметкой по предмету и оценкой по ЕГЭ составляет 1 балл, то в аттестат идет более высокая отметка; если же разница между оценками более 1 балла, то в аттестате вы будете иметь их среднее арифметическое. Можно позавидовать победителям международных и всероссийских олимпиад — им без сдачи экзамена проставляются высшая отметка и наиболее высокий балл по соответствующим предметам. Единственными беззаботными одиннадцатиклассниками, которых не коснулась реформа, являются двоечники. Они, как и в старые добрые времена, получат лишь справку о своем многострадальном обучении.
       
       Результаты ЕГЭ признаются всеми государственными вузами регионов, участвующих в эксперименте. Кроме того, ректорам вузов, расположенных в этих регионах, но не участвующих в эксперименте, будет рекомендовано рассмотреть на ученых советах возможность использования результатов ЕГЭ при поступлении.
       Не позднее 1 апреля приемная комиссия вуза должна определить правила приема, порядок зачисления и перечень вступительных испытаний, чтобы каждый выпускник мог заранее выбрать предметы для сдачи на ЕГЭ, потому как оценки именно по этим дисциплинам будут учитываться при зачислении. Правом первоочередного зачисления пользуются, как всегда, медалисты и победители олимпиад. Сохраняются все льготы для детей-сирот и инвалидов: они поступают вне конкурса.
       Меньше повезет тем, кто в этом году не сдавал ЕГЭ, а также тем, кто, не подумав, сдал непрофильные для нужной специальности предметы. Для них теми же комиссиями будут организованы вступительные испытания по форме и материалам ЕГЭ. Долгожданное зачисление произойдет до 20 августа, и у новоиспеченных студентов останется еще 10 дней беззаботного детства.
       Но пока это только планы, а как их удастся реализовать на практике, можно будет сказать только в сентябре этого года.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera