Сюжеты

ВКЛЮЧИТЕ ВАШИ МАГНИТОФОНЫ

Этот материал вышел в № 05 от 25 Января 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На днях, кстати, исполняется 34 года его авторской передаче «Встреча с песней». Это абсолютный рекорд на радио, который в обозримом будущем вряд ли кто-то и где-то сможет перекрыть... Виктор Витальевич, услышав, что кто-то покушается на...


       

       На днях, кстати, исполняется 34 года его авторской передаче «Встреча с песней». Это абсолютный рекорд на радио, который в обозримом будущем вряд ли кто-то и где-то сможет перекрыть...
       
       Виктор Витальевич, услышав, что кто-то покушается на репутацию ливерпульской четверки, удивился:
       — А что, уже есть такие люди?
       — Да, есть. Правда, пока, как они же выражаются, самые оторванные.
       — Вы знаете, ведь впервые в Советском Союзе «Битлз» дал в эфир я. Это была передача «На всех широтах», впрочем, как и Led Zeppelin, и многое другое... И я не понимал, чем эта группа так напрягла наше идеологическое руководство. Только тем разве, что отвлекала молодежь... Я могу понять другое — у них был резкий, непривычный для советской эстрады аккомпанемент... Но если вслушаться в их песни, то все они необычайно мелодичны. Что касается содержания, то да, можно сказать, глубины особой не было. Но они и не преследовали эту цель, для них, очевидно, важна была в первую очередь музыкальная форма. И, как сейчас говорят, имидж. Четверка ребят из портового города собралась покорить мир, и в общем-то они его покорили!
       — Виктор Витальевич, тут как-то Эрнст Неизвестный сказал , что «Битлз» спасли мир от третьей мировой войны...
       — Ну, я бы не стал так говорить... Я не понимаю ни безумных восторгов, ни отрицания. Есть люди, которые вообще равнодушны к этой группе.
       — Но вы действительно открыли «Битлз» для массового советского слушателя, для поколения. Сначала это была передача «На всех широтах», которую вскоре, вполне по законам того времени, закрыли, потом «Встреча с песней» и, хорошо помню, «Запишите на ваши магнитофоны»... Образно говоря, главным из ваших чувств был слух. А вот через ваши уши чувство глубокого удовлетворения к вам приходило? Оно не было связано с «Битлз»?
       — Сейчас модно говорить о потрясениях. Нет, я вообще человек спокойный. Хотя, конечно, «Битлз» были открытием, очень сильным явлением — музыкальным и социальным. Я сейчас их слушаю и слышу иногда очень красивые композиции, которые и тогда не снились нашей эстраде, и сейчас не снятся.
       — Скажите, а давно ли были у вас открытия? Ну хотя бы ваше открытие этого года...
       — Мое открытие этого года — Антонио Вивальди. Вообще мои музыкальные открытия связаны не просто с какой-нибудь песней, а с ее историей, с тем, что в нее вкладывают люди, как она влияет на их жизнь. У нас ведь не концерт по заявкам... Я читаю очень много писем, приходящих на «Встречу с песней». Вот на Вивальди пошел шквал писем, вспомнили «Глорию», «Времена года», естественно... В общем, такой живой отклик...
       — Виктор Витальевич, а хорошей современной музыки стало меньше?
       — Да. Хорошей современной музыки стало меньше. Потому что она — современная музыка. А музыке, как и исполнителю, нужно пройти испытание временем. К сожалению, очень мало личностей, которые долгие годы идут своим путем, невзирая ни на что. Если говорить об эстраде, сейчас много безвкусицы, очень много агрессии — даже в любовной теме — и, что очень важно, имитации. Эта музыка вторична. Помните, как недавно усиленно имитировали цыганскую музыку. Так же сейчас и с народной музыкой — русской, грузинской, армянской... Кстати, а вот «Битлз» не были имитаторами, они первичны.
       — Есть ли какой-то конфликт вкусов между поколениями?
       — Я думаю, не столько конфликт вкусов, сколько отсутствие культуры поведения. Я, видите ли, настаиваю, что это вот лучше этого. И потом, понимаете, музыка для молодежи — это дополнительное средство борьбы за свои права. Она может и спровоцировать на конфликт только потому, что это музыка «отцов».
       — Виктор Витальевич, вот сейчас женщине, которая должна родить, рекомендуют слушать определенную музыку...
       — Да, да, и сказки будущему ребенку читают, и хорошую музыку дают слушать, я нисколько не сомневаюсь, что это оказывает самое благотворное влияние на детей. Это все уже доказано научно на растениях, цветах.
       — Но что же это получается, значит, человек еще бессознательно воспитывается на той музыке, которая окружает его родителей. Ну это же действительно, как первые сказки, которые его формируют. Они в его крови, в характере... То есть для нас все-таки самое сильное музыкальное впечатление — это музыка предыдущего поколения.
       — Так и получается. К сожалению, люди, особенно молодые, этого не осознают. Но, я думаю, ничего страшного: пройдет время, и все всё поймут.
       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera