Сюжеты

ВКЛЮЧИТЕ ВАШИ МАГНИТОФОНЫ

Этот материал вышел в № 05 от 25 Января 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На днях, кстати, исполняется 34 года его авторской передаче «Встреча с песней». Это абсолютный рекорд на радио, который в обозримом будущем вряд ли кто-то и где-то сможет перекрыть... Виктор Витальевич, услышав, что кто-то покушается на...


       

       На днях, кстати, исполняется 34 года его авторской передаче «Встреча с песней». Это абсолютный рекорд на радио, который в обозримом будущем вряд ли кто-то и где-то сможет перекрыть...
       
       Виктор Витальевич, услышав, что кто-то покушается на репутацию ливерпульской четверки, удивился:
       — А что, уже есть такие люди?
       — Да, есть. Правда, пока, как они же выражаются, самые оторванные.
       — Вы знаете, ведь впервые в Советском Союзе «Битлз» дал в эфир я. Это была передача «На всех широтах», впрочем, как и Led Zeppelin, и многое другое... И я не понимал, чем эта группа так напрягла наше идеологическое руководство. Только тем разве, что отвлекала молодежь... Я могу понять другое — у них был резкий, непривычный для советской эстрады аккомпанемент... Но если вслушаться в их песни, то все они необычайно мелодичны. Что касается содержания, то да, можно сказать, глубины особой не было. Но они и не преследовали эту цель, для них, очевидно, важна была в первую очередь музыкальная форма. И, как сейчас говорят, имидж. Четверка ребят из портового города собралась покорить мир, и в общем-то они его покорили!
       — Виктор Витальевич, тут как-то Эрнст Неизвестный сказал , что «Битлз» спасли мир от третьей мировой войны...
       — Ну, я бы не стал так говорить... Я не понимаю ни безумных восторгов, ни отрицания. Есть люди, которые вообще равнодушны к этой группе.
       — Но вы действительно открыли «Битлз» для массового советского слушателя, для поколения. Сначала это была передача «На всех широтах», которую вскоре, вполне по законам того времени, закрыли, потом «Встреча с песней» и, хорошо помню, «Запишите на ваши магнитофоны»... Образно говоря, главным из ваших чувств был слух. А вот через ваши уши чувство глубокого удовлетворения к вам приходило? Оно не было связано с «Битлз»?
       — Сейчас модно говорить о потрясениях. Нет, я вообще человек спокойный. Хотя, конечно, «Битлз» были открытием, очень сильным явлением — музыкальным и социальным. Я сейчас их слушаю и слышу иногда очень красивые композиции, которые и тогда не снились нашей эстраде, и сейчас не снятся.
       — Скажите, а давно ли были у вас открытия? Ну хотя бы ваше открытие этого года...
       — Мое открытие этого года — Антонио Вивальди. Вообще мои музыкальные открытия связаны не просто с какой-нибудь песней, а с ее историей, с тем, что в нее вкладывают люди, как она влияет на их жизнь. У нас ведь не концерт по заявкам... Я читаю очень много писем, приходящих на «Встречу с песней». Вот на Вивальди пошел шквал писем, вспомнили «Глорию», «Времена года», естественно... В общем, такой живой отклик...
       — Виктор Витальевич, а хорошей современной музыки стало меньше?
       — Да. Хорошей современной музыки стало меньше. Потому что она — современная музыка. А музыке, как и исполнителю, нужно пройти испытание временем. К сожалению, очень мало личностей, которые долгие годы идут своим путем, невзирая ни на что. Если говорить об эстраде, сейчас много безвкусицы, очень много агрессии — даже в любовной теме — и, что очень важно, имитации. Эта музыка вторична. Помните, как недавно усиленно имитировали цыганскую музыку. Так же сейчас и с народной музыкой — русской, грузинской, армянской... Кстати, а вот «Битлз» не были имитаторами, они первичны.
       — Есть ли какой-то конфликт вкусов между поколениями?
       — Я думаю, не столько конфликт вкусов, сколько отсутствие культуры поведения. Я, видите ли, настаиваю, что это вот лучше этого. И потом, понимаете, музыка для молодежи — это дополнительное средство борьбы за свои права. Она может и спровоцировать на конфликт только потому, что это музыка «отцов».
       — Виктор Витальевич, вот сейчас женщине, которая должна родить, рекомендуют слушать определенную музыку...
       — Да, да, и сказки будущему ребенку читают, и хорошую музыку дают слушать, я нисколько не сомневаюсь, что это оказывает самое благотворное влияние на детей. Это все уже доказано научно на растениях, цветах.
       — Но что же это получается, значит, человек еще бессознательно воспитывается на той музыке, которая окружает его родителей. Ну это же действительно, как первые сказки, которые его формируют. Они в его крови, в характере... То есть для нас все-таки самое сильное музыкальное впечатление — это музыка предыдущего поколения.
       — Так и получается. К сожалению, люди, особенно молодые, этого не осознают. Но, я думаю, ничего страшного: пройдет время, и все всё поймут.
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera