СюжетыОбщество

НЕОБХОДИМ ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА СПЕЦСЛУЖБАМИ. СРОЧНО

Этот материал вышел в номере № 06 от 29 Января 2001 г.
Читать
Выступление лидера «ЯБЛОКА» на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту прав человека (Москва, 21 января 2001 г.) От имени моих коллег из «ЯБЛОКА» я хотел бы выразить наше бесконечное уважение к тем, у кого хватает мужества и смелости,...

Выступление лидера «ЯБЛОКА» на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту прав человека (Москва, 21 января 2001 г.)



О т имени моих коллег из «ЯБЛОКА» я хотел бы выразить наше бесконечное уважение к тем, у кого хватает мужества и смелости, кто сумел переломить апатию и лень и в сегодняшней России борется за право человека жить и быть свободным.
Сейчас за это не сажают в тюрьму, как раньше, но избивают, травят, калечат и унижают. И это повсеместно, во всех уголках нашей страны. Власть считает всех, кто борется за права человека, даже не оппонентами, а врагами.
От имени своей партии я заявляю, что мы солидарны практически со всем, что говорится на съезде.
Сегодня, хотя и очень медленно, но все большее число людей начинают понимать, что происходит в нашей стране на самом деле. Люди начинают понимать, что у нас притворная свобода слова, когда по-настоящему, систематически, в полном объеме можно только хвалить начальство. Люди видят, что у нас притворная независимость судебной системы, которая по-прежнему исполняет заказы руководства. Такой системой можно воспользоваться, как дубиной — когда нужно. Она всегда готова открыть уголовное дело на кого угодно и начать травлю. У нас притворные выборы: все хорошо знают, что людям удается выбрать не тех, кого они хотят, а кого продвигает власть. И это на всех уровнях. В стране притворная многопартийность: партия власти имеет особые привилегии, еще большие, чем имели все постоянно существовавшие партии власти с 1990 года. Эта «партия» сегодня претендует на монополию, объединившись, по существу, с КПРФ. У нас притворное разделение ветвей власти, потому что наше правительство не подотчетно никому. Исполнительная ветвь власти вольна делать все, что ей заблагорассудится, она ни перед кем не отчитывается ни по одному вопросу.

П онимание происходящего идет очень медленно, но пелена с глаз постепенно спадает. Становится ясно, что сегодняшняя политика больше похожа на спецоперацию. А в каждой спецоперации существуют, как вы знаете, две главные формы: вербовка и активные мероприятия. Это видно на любом направлении сегодняшней политики. Произносятся слова, ставятся задачи, потом они превращаются в виртуальную действительность, испепеляются ею, и остается вербовка. А для тех, кто почему-то не вербуется, — активные мероприятия. Нормальную, открытую, публичную политику сегодня заменили пиаром, ложью, наветами, грязью. Сейчас с оппонентами не спорят. Больше нет политической дискуссии. Если нужно разобраться с оппонентом, его «закажут» в прессе, на телевидении и, наконец, за три часа до «часа икс» снимут с выборов. Сегодня этого вполне достаточно, чтобы выяснить, «кто прав».
Как называется такая политика? Она хорошо известна в России: цель оправдывает средства. Без такой политики не скрыть преступлений, коррупцию, не скрыть, почему замерзает пол-России.
Наиболее характерной чертой сегодняшней власти (что она беззастенчиво демонстрирует) является отсутствие у нее каких бы то ни было представлений о ценности человеческой жизни, о том, что есть неотчуждаемые права и свободы. Говорить об этом с властями бессмысленно: они не пропускают эти простые истины в свое сознание. Так было почти все десять лет. А какой результат?
За десять лет наша страна пережила две войны, одна из которых продолжается. Два дефолта, один из них грандиозный, в 1998 году. Гиперинфляцию в 1992 году, которая уничтожила все материальные возможности наших сограждан. В 1993 году мы столкнулись с началом гражданской войны. Накопленная за это время энергия начинает переходить в новое качество — наша страна перестала считать своих мертвецов. Мы теперь не обращаем внимания на то, сколько каждый день гибнет людей и в горячих точках, и по множеству других, совершенно не объяснимых с точки зрения логики, права и Конституции, оснований. Страна, не считающая своих мертвецов, отправляется по очень опасному пути — ей становится все равно.Это именно то, что необходимо для самых больших политических авантюр.
В нашей стране складываются основы новой политической системы. Сегодня я бы назвал ее неузнаваемым пока национал-большевизмом.
Одна из причин — попытка создания капиталистической системы без гражданского общества.
Карл Поппер в книге «Открытое общество и его враги» называет двух врагов открытого общества: фашизм и коммунизм. Российский опыт за последние десять лет свидетельствует о том, что попытка строительства капитализма — без гражданского общества, без эффективно работающей независимой судебной системы, без законов, без использования и понимания национальных традиций и культуры, без профсоюзов, почти без гражданских партий, в неверующей стране — создает не меньшего врага открытого общества.
Бесправные, оболваненные люди не могут создавать современную экономику. Когда государство ни в коей мере не построено на приоритете и защите прав человека, роль правозащитного движения совсем другая. Только поставив в центр всей экономической системы неотчуждаемые права каждого человека, можно построить действенную, прагматичную, эффективную экономику.
Манипуляторы, играя на самых низменных чувствах толпы, выигрывают выборы по заказу начальства. Это правда. Но одновременно они проигрывают страну. Я обращаюсь ко всем, кто считает, что России нужна не сильная голова, а сильная рука, нужна «управляемая демократия», управляемое оболваненное сознание, корпоративное государство.
Малоуважаемые господа манипуляторы и «мыслители»! Задачи, которые в принципе могла решить «сильная рука», Россия решила огромной кровью в тридцатые годы. Второй раз эти задачи нам решать не нужно. Экономику XXI века могут создавать только свободные люди, имеющие право на свободную информацию и справедливое правосудие. И пусть никто не надеется, что это можно сделать по-другому.
Мы считаем, что именно сейчас все усилия гражданских структур, в том числе и правозащитного движения, необходимо направить на то, как помочь обществу в развитии индивидуальности, индивидуальной ответственности, в преодолении лени и трусости.
Именно поэтому развитие личной инициативы, личной свободы стоит в центре всей политической линии «ЯБЛОКА». Именно поэтому мы считаем, что защита прав человека и свобод является нашей центральной задачей.
Мы понимаем свободы очень широко. И права человека понимаем широко, так, как, на наш взгляд, надо понимать их в России. Права человека — это свободная экономика и право на частную собственность, свобода предприимчивости и право на справедливую конкуренцию, это личные свободы и социальные права, это право на честные выборы. Все это и есть основа и нашей идеологии, и практической деятельности.
Например, сегодня для «ЯБЛОКА» защита Конституции, которую мы не раз критиковали и не поддержали в 1993 году, является нашей программной задачей. Когда нас спрашивают об отношении к Конституции и так называемому Конституционному собранию, мы заявляем, что резко отрицательно относимся к попыткам пересмотра Конституции и будем защищать ее всеми доступными нам парламентскими и непарламентскими способами и методами.
Мы предлагаем использовать для реформы армии имеющиеся у нашего правительства деньги, которые оно отказывается предъявить обществу, в том числе и Государственной Думе. Мы легко можем показать эти суммы в бюджете — их более чем достаточно, чтобы начать серьезную реформу армии. Их, например, достаточно, чтобы уже в этом году прекратить массовый призыв в Вооруженные силы. Это не лозунги и не пожелания — это конкретные реальные возможности, которые сложились в нынешней уникальной экономической ситуации. Давайте это сделаем вместе!
Мы считаем абсолютно правильным наш отказ голосовать за ввоз отработанных ядерных отходов в страну.
Мы считаем, что сейчас в стране действительно осуществляется специальная, продуманная, глубоко эшелонированная операция по ликвидации свободы средств массовой информации. Мы считаем, что закрытие НТВ — это политическое действие, а преследование руководства НТВ — это политическое преследование. Мы считаем, что это попытка ликвидировать реальную возможность политических сил отстаивать свои права, что если не будет этой информационной базы, то резко уменьшатся возможности политических сил. Действительно, зачем бороться с политическими партиями? Лучше заткнуть им рот. Это же проще!
Мы готовим для внесения в Государственную Думу блок законов о гражданском контроле за спецслужбами. Мы настаиваем на необходимости введения такого контроля как можно быстрее. Мы солидарны с предложениями по реформе уголовного права и судебной системы и сделаем все для того, чтобы ее поддержать.
И наконец, мы начинаем практическую работу по созыву в этом году Демократического совещания и призываем это поддержать. Мы хотим собрать все гражданские и демократические силы — без чинов и званий, без субординации — за один Круглый стол, сделать эту работу постоянной, обеспечить ротацию координаторов и вырабатывать общую повестку дня. Мы приступили к практическим действиям. Мы намерены собрать такое совещание уже в апреле—мае этого года.


Газетный вариант подготовлен автором специально для «Новой газеты»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow