СюжетыОбщество

ДОМ, ГДЕ ТРАГЕДИИ ЖЕЛАННЫ

Этот материал вышел в номере № 06 от 29 Января 2001 г.
Читать
На спектакли в единственный в стране сельский театр на дому записываются в очередь Когда старомарьевцы спрашивают режиссера Михаила Литвинова, что принести на спектакль, он отвечает: — Приносите свою чистую душу. Но многие приносят и...

На спектакли в единственный в стране сельский театр на дому записываются в очередь

К

огда старомарьевцы спрашивают режиссера Михаила Литвинова, что принести на спектакль, он отвечает:

— Приносите свою чистую душу.

Но многие приносят и кое-что еще. Молодые зрители — торты, пироги, конфеты. Пожилые — пяток яиц, шмат сала.

— А молоко они мое пьют, — «заложила» после представления жрецов Мельпомены Вера Колядова.

Часть удоя от своей Буренки Вера Гавриловна регулярно поставляет на стол любимым в Старомарьевском артистам — Наталье Коршунковой и Андрею Белозерову. И тем самым не только поощряет прекрасное, но и исполняет свой, как она считает, родственный долг. Белозеров ей племянник, а Коршункова — родная сестра. И остальные шесть артистов домашнего театра окружены многочисленной родней в Старомарьевском.

— Некоторые земляки над нами посмеиваются — делать, мол, вам нечего, а большинство относится с уважением, — делится наблюдениями Наталья Коршункова. — Для меня же театр — это все. Без него жизнь пуста. После того как дала уроки в школе, отправляюсь на репетицию или на спектакль — и допоздна. Разумеется, держать скотину на подворье при таких нагрузках — дело немыслимое.

Устают на репетициях и самые юные дарования, еще не обремененные хозяйственными заботами. Одиннадцатиклассница Марина Душина, дебютировавшая в роли Лауры в «Каменном госте» Пушкина, умоляет классную руководительницу Любовь Умнякову: «Не спрашивайте меня сегодня по математике. Накануне репетировали до полуночи».

Театр-студия «Оптимисты» в саманном родительском домике Михаила Литвинова открылся в позапрошлом году. Выпускника Московского института культуры и Высших режиссерских курсов, работавшего на подмостках Ставрополя, позвал на малую родину недуг — болезнь суставов. Михаил Данилович получил первую группу инвалидности...

В Старомарьевском его помнят как балагура, «чудившего с десяти лет». В выпускном классе он любил наряжаться барышней на потеху друзьям. Входил в образ до того основательно, что от кавалеров на танцплощадке не было отбоя. Пыл самых настойчивых Литвинов вынужден был охлаждать мужским басом: «Вова, ты сдвинулся!»

А позже руководил сельским театром в местном Доме культуры. Актеры того театра и явились к нему теперь с предложением продолжить затеянное когда-то дело. Играть решили у него на дому. А позже нашли в этом особую прелесть.

— В нашем зале на скамеечках всего 20 мест для зрителей, — показывает Михаил Данилович. — Иногда, правда, набиваются сюда все 50. Но в любом случае это непосредственное общение со зрителем. Здесь сердца стучат в унисон.

Приверженность к камерности настолько завладела труппой, что даже на всероссийских фестивалях и смотрах самодеятельных театров непременно перегораживают зрительный зал, оставляя для публики только первые пять рядов кресел.

А на два ряда скамеек в доме Литвинова — очередь. В местной школе 26 классов, и для каждого наперед расписано время похода в театр. Остальных селян приглашают, как правило, сами артисты — поочередно, по улицам.

— Напишешь объявление — некуда будет посадить, — разводит руками режиссер. — Конечно, непредвиденного наплыва зрителей не всегда избежишь. Тогда даем два представления подряд...

Недавно на «Каменного гостя» нагрянула ватага сельской молодежи, изрядно смутившая Литвинова: в ней были парни, состоящие на учете в милиции.

— Думал, сорвут спектакль, — признается режиссер. — А они за все время представления не подали ни звука. Когда уходили, заявили в один голос: «Ничтяк!»

На Пушкине, по словам Литвинова, публика молчит. А вот на спектакле по рассказам Василия Шукшина «узнает себя». И тут уж утерпеть до занавеса способен не каждый. «Дочка, бей его, падлу! У меня свои алкаши такие», — поощрила как-то решительную шукшинскую героиню пожилая зрительница.

Домашний театр в Старомарьевском, получивший звание народного, приобрел такую популярность, что сюда на представления напрашиваются гости из Ставрополя. Один из них на строгих условиях анонимности стал меценатом театра. Для коллектива, который дает бесплатные представления, это весьма кстати. На пожертвования состоятельного поклонника приобретены магнитофон и видеомагнитофон, костюмы. Он оплачивает поездки артистов на фестивали и конкурсы, что ни сельской администрации, ни районному комитету культуры не по карману. Театр Михаила Литвинова начинается не с вешалки, а со двора. В нем растут 80 кустов разнообразных сортов роз. Ухаживать за цветником помогают актеры. Литвинов утверждает, что его путь в искусство начинался в детстве именно с выращивания этих цветов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow