СюжетыОбщество

ДЫШИТЕ ДОЛЬШЕ!

Этот материал вышел в номере № 08 от 05 Февраля 2001 г.
Читать
Борьба за воздух — одна из впечатляющих гонок в технике на грани XX и XXI веков. В исходе ее кровно заинтересованы спасатели, пожарные, водолазы, альпинисты, космонавты — словом, все те, у кого за плечами в самых экстремальных ситуациях —...

Б

орьба за воздух — одна из впечатляющих гонок в технике на грани XX и XXI веков. В исходе ее кровно заинтересованы спасатели, пожарные, водолазы, альпинисты, космонавты — словом, все те, у кого за плечами в самых экстремальных ситуациях — баллоны со сжатым воздухом или кислородом. Сегодня в лидеры этой гонки выходят конструкторы и технологи российской фирмы «Элина-Т».

Вот как выглядит сравнение ее продукции с лучшими зарубежными аналогами. Металлокомпозитные баллоны престижной английской фирмы «ЛЮКСФЕР» объемом 6,8 литра, к примеру, весят 4 кг, а семилитровые наши за счет оригинальной отечественной конструкции — всего 3,5 кг.

Любой конструктор дыхательных аппаратов, словно легендарный Одиссей, вынужден отыскивать безопасный путь между Сциллой и Харибдой: чтобы в малом объеме уместить больше сжатого воздуха, надо увеличивать давление, но это значит и увеличивать прочность стенок баллона, а следовательно — его вес.

В поисках этого пути конструкторская мысль обратилась к композитным материалам, основу которых составляют прочные нити (стекловолокно, кевлар, угольное волокно), скрепленные связующей смолой. Определенный опыт был: по такой технологии делаются многие весьма ответственные детали авиационной и космической техники. Но баллоны задали специалистам «Элины-Т» немало задач, с которыми пришлось повозиться. Однако результат стоил того: в некоторых случаях удалось снизить вес изделий втрое при более высоких прочностных характеристиках.

Силовая оболочка выполняется из композитного материала, а внутренняя герметизирующая тонкостенная колба — из алюминия или нержавеющей стали и сплава титана. Даже при нарушении правил эксплуатации такие баллоны разрушаются, не давая осколков.

Основная серия баллонов, производимых сейчас «Элиной-Т» (так называемые баллоны безосколочные металлокомпозитные БМК-300В), позволяет транспортировать и хранить сжатый воздух под давлением 300 атмосфер при любых уличных температурах. Два типа безосколочных композитных баллонов «Элины-Т» приняты МЧС России для оснащения своих спасательных подразделений и войск гражданской обороны. Уже выпускаются укомплектованные этими баллонами дыхательные аппараты «ЭФА».

Однако воздух — не единственный газ, который надо хранить под большим давлением. Газобаллонные автомобили, завоевывающие в последнее время все большую популярность (экология плюс экономия), естественно, требуют легких и взрывобезопасных баллонов для сжатого природного газа, пропана или другого газового горючего. А если речь идет о городских автобусах (такие проекты всерьез рассматриваются, в том числе и для Москвы), то значение классных баллонов возрастает тут многократно. Их рынок все время расширяется. Даже такой экзотический вид спорта, как пейнтбол (групповая военная игра, где участники обстреливают друг друга из пневматического оружия пластиковыми шариками, наполненными краской), требует емких и легких баллончиков литрового объема — с громоздким и тяжелым не слишком-то побегаешь по лесным зарослям.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow