СюжетыОбщество

ПАСЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ИЗМЕНИЛА. НО ЛИШЬ НА ВРЕМЯ

Этот материал вышел в номере № 08 от 05 Февраля 2001 г.
Читать
Год назад ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы) лишила депутатов Государственной Думы России права решающего голоса на своих заседаниях, когда стало ясно, что в Чечне идет не контртеррористическая операция, а новая широкомасштабная...

Г

од назад ПАСЕ (Парламентская ассамблея Совета Европы) лишила депутатов Государственной Думы России права решающего голоса на своих заседаниях, когда стало ясно, что в Чечне идет не контртеррористическая операция, а новая широкомасштабная война. Российским депутатам оставили лишь совещательный голос, право выступать в Страсбурге. Кто-то понял такую акцию как внешний удар по российской державе: опозорили наших. Кто-то усмотрел несправедливость: депутатов Думы сделали ответственными за войну в Чечне. Кого-то несколько шокировал мелкий, несуразно-бюрократический характер решения — лишили права нажимать кнопки: гора родила мышь. Также принято считать, что унижением российской делегации ограничиваются средства для диалога с Москвой и ослабляются необходимые международные рычаги влияния.

Но думаю, что ПАСЕ ответила на события ровно так, как могла. Ведь это очень пестрая и весьма ленивая структура, которая по многим важнейшим вопросам сегодняшней Европы вообще не может занять какой-нибудь последовательной и вразумительной позиции. Когда представители парламентов всех стран Совета Европы узнали, что действительно люди гибнут тысячами, многие из них сочли для себя невозможным ничего не предпринять. Пойти же на что-то иное не позволило их представление о чувстве меры, да и полномочий у ПАСЕ маловато.

Т

ак что же все-таки: российские депутаты — международные «козлы отпущения»? Отнюдь нет. Часть членов ПАСЕ проголосовала за такое решение не в ответ на политику руководства России и не в качестве антивоенной меры, а среагировала на позицию российских депутатов, с которыми все сидели в одном зале. Во многом решающим фактором послужило тогда имперское и провоцирующее скандал выступление главы делегации нашей страны председателя международного комитета Государственной Думы Дмитрия Рогозина.

После этого российская делегация работать в ПАСЕ с совещательным голосом отказалась и на заседания больше не приезжала. От имени делегации направлялось лишь по одному представителю для выражения официальной точки зрения. Регулярно ездить в Страсбург продолжали лишь Сергей Ковалев и представители фракции «ЯБЛОКО», которая приняла политическое решение не присоединяться к официальному бойкоту. Ковалев, Иваненко, Шишлов делали все возможное, чтобы восстановить контакт между представителями официального большинства российского парламента и остальной частью Парламентской ассамблеи Совета Европы. Но из этого ничего не вышло.

В чем дело? В ситуации в Чечне? В ПАСЕ и ее позиции по этой важнейшей для всей Европы проблеме? Да, но и не только. Вопрос о российской делегации — это не только и не столько вопрос о том, как относиться к российской политике, к действиям в Чечне российских властей. Ведь есть вопрос ответственности отнюдь не Кремля, не Путина, а тех политиков из Государственной Думы, которые вслед за Дмитрием Рогозиным за весь прошедший год так и не выработали своего сколь-нибудь человечного, здравого и самокритичного отношения к тому, что происходит в Чечне.

Э

ти люди ведь не сегодня родились, избраны в Думу как самостоятельные политики и имеют свой самостоятельный мандат ответственности перед всеми без исключения гражданами нашей страны, будь то чеченцы, дальневосточники или, скажем, калининградский ОМОН. Когда им надо, они очень даже умеют показать себя, свою заботу о людях и свою самостоятельность. Так вот, пока думский официоз абсолютно безразличен к судьбам людей, лично я не могу считать, что эти депутаты вправе представлять мою страну на международной арене, голосовать, принимать решения в Парламентской ассамблее Совета Европы. Пусть сначала содрогнутся от того, что происходит с нашими гражданами, с мирными людьми и военнослужащими. Пусть покажут, что их касается именно это, а не проблемы Страсбурга.

Всегда каждый раз, когда приближается новое заседание ПАСЕ, все публичное внимание замирает над одним вопросом — над вопросом этого самого права на голосование официальных представителей России. Страна и мир оказываются обязаны решать проблему престижа нескольких высокопоставленных людей, которые сами для своего собственного реального престижа и для своей собственной совести не хотят ударить пальцем о палец. Как же это противно...

И вот Страсбург пал под напором российского бюрократического наступления. Но лишь на время, если в Чечне ничего не изменится. ПАСЕ устала спорить с Дмитрием Рогозиным и вернула его делегации право голоса. Российские официальные депутаты решили на ближайшие полгода свои личные и бюрократические проблемы в Страсбурге. В Чечне мирным жителям и солдатам от этого не легче.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow