СюжетыОбщество

«ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ»: К КАКИМ БЫКАМ УПЛЫВЕТ ЕВРОПА?

Этот материал вышел в номере № 08 от 05 Февраля 2001 г.
Читать
Шедевр Малевича может быть продан с аукциона. Таким же скандалом может стать продажа картины Серова из Третьяковки. И очень скоро Не так давно в рядах сотрудников Третьяковской галереи возникла паника. Выяснилось, что у знаменитого...

Шедевр Малевича может быть продан с аукциона. Таким же скандалом может стать продажа картины Серова из Третьяковки. И очень скоро

Н

е так давно в рядах сотрудников Третьяковской галереи возникла паника. Выяснилось, что у знаменитого «Похищения Европы», написанного Валентином Серовым за год до смерти, в 1910 году, и считавшегося визитной карточкой музейной коллекции, объявились законные владельцы.

И не просто объявились. Они оказались готовы продать шедевр, находящийся в музее «на временном хранении» (так в документах), уже найденным частным покупателям. Впрочем, уже год назад наследники были согласны уступить картину и самой Третьяковке — со скидкой: всего за 500 тысяч долларов.

У музея этих денег не оказалось. Обратились было за помощью к столичному мэру, но тот в затылке почесал: не может Серов стоить таких денег. (Вот если бы Шилов или Андрияка, тогда, наверное, другое дело.)

Россия — удивительная страна, что проявляется в большом и малом. Более 80% художественных ценностей еще в начале ХХ века (разумеется, после 1917 года) были выведены из «самостийного» оборота, осели в государственных хранилищах. Что, с одной стороны, привело к созданию превосходных музеев даже в провинции. (Можно вспомнить недавнюю выставку в ГТГ из Рыбинска — «Художественные собрания дворянских усадеб и купеческих особняков». Всем, кто знаком с историей государства Российского, понятно, как эти «художественные собрания» перекочевали в музей.)

С другой — такое монопольное владение шедеврами не раз позволяло государству в голодный (или просто неурожайный) год продавать их за бесценок, принимать другие сомнительные решения. Уже в 80-х годах, получая из Франции завещанное нашей стране наследие Михаила Ларионова, мы согласились оставить парижскому Центру Помпиду 67 (!) лучших работ знаменитого художника, только бы не платить налоги деньгами. (В 1995-м эти картины составили выставку, имевшую подзаголовок: «Дар советского государства французскому государству».)

Так ли уж велика и в чем выражается угроза свободной купли-продажи художественных ценностей? Держись каждая европейская страна за национальные кадры, не видать бы ГМИИ имени Пушкина шести живописных произведений Рембрандта или многочисленных французов-импрессионистов.

...Разговоры о возможной продаже коллекции рухнувшего Инкомбанка шли давно, однако полная опись собрания до сих пор не обнародована, произведения хранятся в разных местах. Тем не менее оценка банковской коллекции уже сегодня — не чета Серову; по разным подсчетам, она колеблется от 5 до 12 миллионов долларов.

По обнародованным сведениям, лучшие произведения из подвалов Инкомбанка, в том числе и знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича, будут выставлены на торги аукционного дома «Гелос». Это означает крах идеи Министерства культуры, готового принять шедевры в зачет банковских долгов перед государственным бюджетом, — правда, по собственным, не слишком высоким оценкам.

Чем кончится дело, пока неясно. Вроде бы угроза исчезновения «Черного квадрата» из страны даже в случае проведения аукциона невелика: по действующему законодательству предметы искусства подобного ранга через российские таможни вывозить нельзя. Но тут появляются традиционные национальные страхи. Главный аргумент против свободной продажи: шедевр Малевича (действительно чрезвычайно важный для истории российской живописи и вообще изобразительного искусства, но вряд ли так уж востребованный «широким зрителем») может стать недосягаем для публики. Еще одна «угроза» — владельцем может оказаться проживающий в России иностранец.

В истории с «Черным квадратом» — чуть не все неразрешимые проблемы, связанные с реальным местом изобразительного искусства в нашей жизни. Повседневное равнодушие к нему может вполне гармонично сочетаться с приступами желания этим искусством руководить.

Есть ли причина для переживаний?

На этот вопрос директор Государственного Русского музея, обладателя самого большого собрания произведений Малевича, Владимир Гусев ответил: «Мы не должны все свозить в свои амбары, я даже не считаю, что все вещи должны возвращаться в Россию. Наше искусство должно присутствовать в искусстве мировом — и так мы весь ХХ век прожили отрезанными от мира. Посмотрите, как французское, голландское и итальянское искусство представлено в наших музеях. И посмотрите, как русское искусство представлено в музеях Франции и других стран — никак. Для России была нарушена «система кровообращения», она должна сейчас восстанавливаться. Надо создать цивилизованные пути для вывоза вещей, приобретения их на аукционах».

Кстати, срок выкупа государством «Похищения Европы» должен был истечь к концу 2000 года...

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow