Сюжеты

БЕРЛИН НЕ ВЗЯТ

Этот материал вышел в № 09 от 08 Февраля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В конкурсной программе Берлинале-2001 нет ни одного российского фильма Вчера открылся 51-й Берлинский кинофестиваль (7—18 февраля), первый в наступающем киносезоне фестиваль класса «А». В главной конкурсной программе — 24 полнометражных и...


В конкурсной программе Берлинале-2001 нет ни одного российского фильма
       
       Вчера открылся 51-й Берлинский кинофестиваль (7—18 февраля), первый в наступающем киносезоне фестиваль класса «А». В главной конкурсной программе — 24 полнометражных и 11 короткометражных лент. Об особенностях нынешнего кинофорума мы попросили рассказать Ханса Иоахима ШЛЕГЕЛЯ, вот уже 15 лет отбирающего фильмы на главный конкурс
       
       — Известно, что это последний фестиваль с его бессменным генеральным директором Морицем де Хадельном, во многом определявшим облик фестиваля. Заканчивается 20-летняя эра Берлинале де Хадельна. Чем этот фестиваль не похож на предыдущие?
       — Фестиваль — всего лишь зеркало, отражающее то, что происходит в кино. Бывают времена более и менее урожайные. Что-то рождается, что-то умирает. Я не сказал бы, что нынешний Берлинале с какими-то кардинальными свежими идеями входит в новый век. Ведь подобных идей нет и в кинематографе...
       — В большой конкурс вы не отобрали ни одной российской картины, неужели не нашлось достойной?
       — Это весьма печально. В официальной программе Россию представляет лишь короткометражка «Санжира», снятая вгиковцем Нурбеком Эгеном на киргизском материале. (Фильм живописует обряд обрезания в киргизском селе.)
       — В целом вы удовлетворены уровнем программы в этом году?
       — Что может ответить отборщик...
       — Что сделал все возможное?
       — Примерно так. Дело в другом. В Берлине всегда можно увидеть срез современного кинематографа, подводные течения и современные процессы. И даже неучастие в конкурсе — серьезный повод для анализа. Почему не только фильмов из России, но и из бывших стран Союза, да и из Восточной Европы практически нет? В конкурс попала лишь польская картина «Везер» режиссера Войцеха Марчевского. Правда, для панорамы я отобрал картину «Второстепенные люди» замечательного мастера Киры Муратовой — совсем новый, любопытный фильм из Украины.
       — И все же в конкурс она не попала?
       — По чисто техническим причинам. Озвучание только завершилось, рискованно ставить в конкурс незавершенную работу.
       — Отчего в Берлин не отобрана новая картина Карена Шахназарова?
       — Я интересовался этой работой. Но сам режиссер считает, что фильм еще не готов.
       — С вашей точки зрения, нынешнюю ситуацию можно обозначить как кризисную?
       — Есть причины думать: в чем дело? Мои коллеги заговорили о кризисе уже после сочинского «Кинотавра» и Московского фестиваля.
       Но необходимо сказать, что помимо конкурса есть еще Форум молодого кино. Туда попали картины, сделанные русскими режиссерами за границей. Например, фильм молодого экспериментатора Андрея Некрасова «Любовь и другие кошмары», но это немецкая картина, снятая в Питере.
       — Существуют фестивальные «сюрпризы», которыми особенно гордятся устроители...
       — Для меня наиболее ценным в обширной берлинской программе является ретроспектива Фрица Ланга. Это первая абсолютно полная ретроспектива — настоящий подарок критикам, историкам, просто ценителям кино.
       Берлинский смотр открылся монументальным кинополотном «Враг на пороге» Жана-Жака Анно, известного приверженца масштабного интеллектуального кинематографа. Сюжет фильма разворачивается во время Сталинградской битвы. Как всегда, основной конкурс уверенно балансирует между Востоком и Западом. Фильмы Азии, Америки и Европы (за исключением ее восточной части) представлены почти равноценно. Среди режиссеров, участвующих в конкурсе: Спайк Ли, Масато Харада, Патрис Леконт, Джон Бурмен, Стивен Содерберг и другие.
       Устроители фестиваля отмечают новую очевидную тенденцию: все труднее определить культурно-географическую принадлежность того или иного фильма. Большинство картин является результатом копродукций, и на первый план выходит новизна эстетической идеи...
       Большое жюри возглавляет Уильям М. Меканик — глава корпорации «XX век Фокс» с 1993 по 2000 год.
       В Берлине ожидают приезда множества звезд, снявшихся в конкурсных картинах. Фестиваль планирует принять 14 тысяч гостей из 100 стран мира.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera