Сюжеты

А ТЕПЕРЬ — ДИСКОТЕКА?

Этот материал вышел в № 09 от 08 Февраля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Сергей Волынец «Девушки битлов». Телешоу для театра. Режиссер Александр Марин. МХАТ им. А. П. Чехова ...Вот она вломится в телестудию — и попросит джину с лимончиком, совсем ка-апельку. И чтоб у нее приняли, кто-нибудь, потрепанную...


      
       Сергей Волынец «Девушки битлов». Телешоу для театра. Режиссер Александр Марин. МХАТ им. А. П. Чехова
       
       ...Вот она вломится в телестудию — и попросит джину с лимончиком, совсем ка-апельку. И чтоб у нее приняли, кто-нибудь, потрепанную бейсболку и облинявший мужской черный зонтик. И чтоб знали, с кем говорят, — ее любил Ринго Стар! А может, и вся ливерпульская четверка — она не все точно помнит и в деталях не уверена, но... Ну дайте же, сволочи, наконец джину!
       А здесь так не принято, здесь стучит по стеклу мониторов твердыми розовыми когтями двухметровая блондинка нечеловеческой красоты, Телережиссер, Алиса этого Зазеркалья. Здесь Сержант Пеппер (Игорь Золотовицкий), недотепа, автор странной книги, изданной за свой счет, стал дежурным блюдом популярного телешоу. Вместе со своими героинями, «девушками» без возраста, которых когда-то любили и воспели в хитах Джон, Пол, Джордж и Ринго...
       Да и было ль это? Ночь, дым, дождь, рок-н-ролл на бензоколонке Ист-Энда, медитация с ЛСД и небом в алмазах в Центральном парке Нью-Йорка, щебет в букинистической лавке бульвара Сен-Мишель над томиком Рембо.
       Или хриплая кокни, «девушка с автозаправки», Рита (Нелли Неведина), «Секси-Сэди» в пурпурном бархате (Юлия Чебакова), феминистка Люси в обвислом свитере с явным запахом травки (Полина Медведева) и «Мишель, ma belle» (Наталья Рогожкина), интеллектуалка с жеманной сумасшедшинкой, маскирующая морщины звездной пылью макияжа, десятилетиями жили виртуальной эротикой вымысла?
       Для телешоу и Ведущего (Игорь Угольников) неважно — было? не было? В виртуальной реальности, выстроенной под камерами, размеченной рекламными паузами, нет ни Рембо, ни Латинского квартала, ни вьетнамской войны, ни бунтов 1968 года, ни молодости Ведущего (прошедшей в Латинском квартале в том самом 1968 году). Все это сложно и грустно. Зритель не хочет помнить об этом. И караван историй девушек битлов — лишь полуфабрикат информационного продукта, сырье фабрики грез... Как и сами Beatlеs.
       Ведущий и Телережиссер питают священное уважение к самим себе. Но иллюзии их выделки, незатейливое ежевечернее драгдилерство, не имеют ничего общего с высокими иллюзиями ливерпульской четверки, их запоздалого летописца в мятом твидовом пиджаке и четырех потрепанных Муз пост-
       бальзаковского возраста.
       Пусть «детей цветов» сменили дети сериалов, никто не помнит Рембо, все тащатся от Рэмбо — «девушки битлов», лабая на гитарах школьного ВИА, поют сами. «Мировой оркестр» (как говаривали Вагнер и Блок) не замолк. Он звучит вразброд, под сурдинку, ожидая новых солистов...
       Таков в и р т у а л ь н ы й образ пьесы Сергея Волынца «Девушки битлов» и спектакля, поставленного по этой пьесе Александром Мариным на Новой сцене МХАТа им. А. П. Чехова. А реальный спектакль — несколько иной.
       Суть оцифрованной притчи, актерская игра четырех девушек, лучшие сцены Ведущего и Телережиссера дробятся в гэгах, в раздражающей и необъяснимой пестроте сценографии, в толчее мизансцен, в претенциозном преображении студии телешоу в желтый дом, а безгласных ассистентов Ведущего — в Маркса, Эйнштейна, Маяковского и В. И. Ульянова-Ленина.
       Смотрят классики жалко, как их собратья у уличных фотографов. Мизансцена похожа на групповое фото подгулявших дилеров гербалайфа с арбатскими двойниками. Сержант Пеппер чеканит перед строем: «Нравится вам наше представление?». А Ильич в ответ ободряет труппу Художественного театра в ее художественном поиске: «Верной дорогой идете, товарищи!».
       Ну-с — это уж даже и не капустник. А так, прикол...
       Стремление московских культурных святынь к рубежам современности иногда принимает трогательные формы. В бутике ГТГ на Крымском Валу продавалась как-то неописуемая вещь — паззлы-репродукции русской живописи. (Особо хороша в этой инкарнации бедная «Девочка с персиками», вся в приблатненных загогулинах стыков-шрамов...) В «Девушках битлов» есть что-то от этих паззлов. Вероятно, стремление говорить с виртуальным новым зрителем на несуществующем, от неуюта выдуманном новом языке.
       ...Интерес к спектаклю особенно пристален и придирчив потому, что «Девушки битлов» стали первой постановкой Художественного театра новой эпохи.
       Но вряд ли этот эксперимент определит лицо МХАТа ХХI века.
       Театром заказаны три современные пьесы. Ведутся переговоры о постановках с Петром Фоменко, Римасом Туминасом, Камой Гинкасом, Генриеттой Яновской (их Толстой, Шиллер, Чехов, Островский куда современнее, чем данное «телешоу для театра», как, впрочем, и гофмановский «Песочный человек» Александра Марина, поставленный в «Табакерке» чуть раньше, чем «Девушки битлов»).
       Ближайшая премьера МХАТа им. А. П. Чехова — «Кабала святош» М. А. Булгакова на Большой сцене. Режиссер Адольф Шапиро, сценография Юрия Харикова. В роли Мольера О. П. Табаков. Созвездие... И, надобно предполагать, будущий спектакль изменит расположение звезд над шехтелевским зданием в Камергерском переулке.
       В конце концов, эта Чайка, она же Синяя Птица, уже 100 лет так много значит для отечественного театра, что искать ее можно и нужно и в Царстве Ночи, и в Царстве Прошлого, и в виртуальном балагане, и проч., и проч...
       И далее, по сюжету, до возвращения домой.
       
       24 февраля в 19.00, Новая сцена МХАТа им. А. П. Чехова
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera