Сюжеты

РОДИНА ВАЛЬСА ПЕРЕБРАЛАСЬ НА ОСТОЖЕНКУ

Этот материал вышел в № 11 от 15 Февраля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Московский Дом фотографии открыл первую выставку в собственных залах По странному совпадению, на вернисаж «Прогулок по Вене» я добирался, читая в транспорте недавний роман Малькольма Бредбери «Профессор Криминале». Главный герой, мечущийся...


Московский Дом фотографии открыл первую выставку в собственных залах
       
       По странному совпадению, на вернисаж «Прогулок по Вене» я добирался, читая в транспорте недавний роман Малькольма Бредбери «Профессор Криминале». Главный герой, мечущийся по Европе в поисках неуловимого профессора, пространно описывает свое первое знакомство с «родиной вальсов и цукерторта», где чуть ли не всякий встречный нес под мышкой скрипку в футляре: «Мрачная готика соседствовала с бодряческим югендштилем, бело-золотое барокко сверху вниз поглядывало на розовый постмодерн. Остроумие тягалось со здравомыслием. Справа над жилой застройкой возвышалось красное, остановленное на зиму колесо обозрения парка Пратер, слева — шпили и зазубренная драконья кровля кафедрального собора Св. Стефана».
       Так что к увиденному я оказался готов. Правда, цвета построек на однотонных фотографиях не разглядеть: почти триста снимков из Музея истории Вены, перебравшиеся в Москву при поддержке венского магистрата, выполнены в 1860–1910-х годах. Венский лес, Хельденплац, дворец Хофбург, дом Густава Малера, амбулатория Зигмунда Фрейда...
       Площадь Св. Стефана, запечатленная Михаэлем Франкенштейном еще до реконструкции 1874 года (тогда было решено снести дома в ее окрестностях, пострадавшие после городского пожара), — отправной пункт путешествия. Для удобства москвичей, в большинстве своем мало знакомых с топографией Вены, залы МДФ снабжены подробными аннотациями («Интеллектуальный центр мира», «Набожны и религиозны ли венцы?», «Венские женщины» и т. п.) и планами города — с нанесенными маршрутами и городскими достопримечательностями. Помимо архитектурных мотивов или глобальных событий вроде венской Всемирной выставки в ноябре 1873 года, дотошные австрийцы зафиксировали и многочисленные приметы повседневной жизни своей столицы — летние кафе, театральные фойе или парад гвардейцев в той ее части, что и на излете XIX столетия именовалась «старым городом».
       Выставка — не только памятник Вене, но и напоминание о годах становления фотографии, эпохе возведения ее в ранг нового визуального искусства. Показывая такую экспозицию, директор МДФ Ольга Свиблова знает, что делает. Выставки подобного свойства просто обречены на успех: изображения города, в котором никогда не был, неизбежно оказываются притягательны. Тут уж не до осознания творческого почерка того или иного фотографа — авторы уходят в тень, а романтика неизведанных мест плюсуется с романтикой безвозвратно ушедшего времени. Хорошо там, где нас нет.
       ... Недели высокой моды, фестивали-конкурсы-концерты. Москва стремится обзавестись приметами полноценной европейской столицы. И тут открытие шести выставочных залов Московского Дома фотографии — шаг вполне закономерный и отрадный. Даже странно, как мы раньше не замечали, что выставки явно привечаемого столичными властями дома не имеют «постоянной прописки», кочуют от третьего этажа ЦДХ до подвала фотогалереи «Глаз».
       Грустно другое. Венская музейная коллекция, восходящая к временам Австро-Венгрии и пережившая две мировые войны, насчитывает 250 тысяч фотоснимков. Цифра для сравнения: Государственный Исторический музей гордится тем, что хранит 296 оптических изображений, сделанных по методу Дагера.
       
       Выставка «Прогулки по Вене» открыта в Московском Доме фотографии по адресу: ул. Остоженка, 16.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera