Сюжеты

ТЕЛЕСЛУХИ О ЛЮБВИ

Этот материал вышел в № 12 от 19 Февраля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На прошедшей неделе, в серединке которой, словно марципанчик в торте, торчал самый сладкий и самый свежеиспеченный праздник — День святого Валентина, впору было задуматься над вопросом: а как у нас с любовью на ТВ? При предварительном...


       
       На прошедшей неделе, в серединке которой, словно марципанчик в торте, торчал самый сладкий и самый свежеиспеченный праздник — День святого Валентина, впору было задуматься над вопросом: а как у нас с любовью на ТВ?
       При предварительном ознакомлении с программой выяснилось, что любовь на наших каналах почти не присутствует. И дело даже не во всевозможных «Горько!», «Про это», «Моих семей» — их наличие или отсутствие отношения к любви в равной степени не имеют. Дело в некоем глобальном отсутствии в подавляющем большинстве выдаваемой в эфир телепродукции чувства как такового.
       Накануне услышала, как одно юное создание иронично поясняло другому еще более юному созданию про что один из романов Кундеры: «Про тетю и дядю. И вся мировая литература вообще-то про это!»
       А ведь, собственно, про это (а не «Про это») должно быть и все телевидение. Вы спросите, откуда взяться любви в новостях, экономических обозрениях, политических ток-шоу и криминальных сводках? Но что есть преступление, как не отсутствие любви?! Во имя чего творят свои финансовые империи олигархи и громоздят свои карьеры политики? Думаете, во имя идеи? Отнюдь! В любой головокружительной карьере всегда ищите след женщины, и чаще всего не той, что официально рядом...
       Мир этот строится и рушится из-за любви или ее отсутствия. А наше телевидение удивительным образом умудряется этого не замечать.
       Просматривая под этой валентиновой лупой все, что вываливал на нас телеящик, обнаружила, что из всей прорвы вещания всех каналов в графу «О любви» можно записать всего-то десяток часов эфирного времени, из которых добрых три часа заняли дзефиреллевские «Ромео и Джульетта». И это при том, что минувшая неделя, учитывая праздник, должна была бы быть куда более «любовной», чем другие семидневки. Ведь 14 февраля каналы все-таки пытались, хоть и неуклюже, но повернуться к тому, что один из героев назвал «психофизической зависимостью одного человека от другого». Правда, где-то любовь представала как «Слухи о любви из Вятки» (16 февраля, РТР), где авторы в трех историях и случайных интервью искали ответ на извечное: «Что есть любовь?», а где-то в виде открытого, кажется в Томске, памятника незадачливому любовнику, в одних трусах свисающему с балкона («Время», 14 февраля, ОРТ).
       Обычно специализирующийся на военных репортажах Олег Грознецкий в тот же день снял в Калининграде не типичный для программы «Время» трогательный сюжет о молодой ослепшей женщине и ее муже, превратившем жизнь жены из трагедии в праздник. И светясь счастьем, героиня сюжета спокойно рассуждает о философии жизни — если где-то убудет, то где-то прибудет. Любовь пришла к ней вместе с потерей зрения, но, предложи ей сейчас видеть, но жить без любви, Оксана бы отказалась — зачем глазам способность видеть, если им не дано увидеть любимого?!
       На российском канале этот день любви еще с ночи был встречен программой «Мужчина и женщина», одной из немногих, если не единственной на отечественном ТВ, пробующей говорить о непроизносимом вслух. На сей раз не было единого героя, а оба ведущие, Кира Прошутинская и Андрей Максимов, пытались разговаривать с режиссером Евгением Матвеевым и писательницей Ларисой Васильевой, чередуя споры в студии с любовными признаниями героев и героинь прошлых программ. Хакамада рассказывает о том, как нынешний муж ее завоевывал; Гомельский (ставший в четвертый раз отцом в 70 лет) утверждает, что возраст мужчины определяется количеством лет его женщины; Приставкин как-то трогательно неуклюже признается, что вечная любовь, может, и бывает, только ему никогда не встречалась... И в этой беглой нарезке фрагментов такая сила чувств, что все прочие рассуждения о любви вслух бессмысленны. Энергетика, идущая с экрана в миг истинного чувства или гениального рассказа об этом чувстве, непередаваема и несопоставима с тысячами ток-шоу, формально отведенных под любовь. Энергетика эта определяется той непроизвольной улыбкой и тем блеском глаз, которые ты с удивлением обнаруживаешь у себя, сидящего по другую сторону экрана.
       Став взрослыми, мы смотрим все показываемое ящиком впопыхах. И не понимаем, что для наших детей этот черный квадрат — главная школа чувств. И главная школа любви. Вспомните себя маленькими. Не из этого ли ящика вы получали первые уроки человеческих отношений в пору, когда родители еще и не догадывались, что вы можете думать о чем-то, кроме Винни Пуха? И если вашими уроками (пусть искаженными призмой соцреализма и Гостелерадио) были «Обыкновенное чудо» и «Гостья из будущего», то что становится первым уроком любви для ваших детей? Ложащаяся в постель с любимым под взглядом всего секретного отдела Никита?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera