Сюжеты

ДЕТИ ВЕРЕЩАГИНА

Этот материал вышел в № 13 от 22 Февраля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Им за державу обидно: мало дают Мой старый приятель перегоняет иномарки из-за рубежа. И мне давно уже хотелось записать на диктофон его богатый жизненный опыт романтика с большой дороги. Записал. Предлагаю читателю вольное изложение этой...


Им за державу обидно: мало дают
       

  
       Мой старый приятель перегоняет иномарки из-за рубежа. И мне давно уже хотелось записать на диктофон его богатый жизненный опыт романтика с большой дороги. Записал. Предлагаю читателю вольное изложение этой записи
       
       Когда-то советский народ с удовольствием смотрел фильм о блюстителях государственной границы. Умные, честные наши с риском для жизни ловили шпионов и диверсантов, находили контрабанду в самых потаенных уголках души империалистических засланцев. В общем, рыцари без страха и упрека стояли на страже рубежей Родины.
       Потом как-то все это перевернулось и чуть не в одночасье стало полностью наоборот. Нет, когда показывают границу в горячих точках, в пограничниках можно увидеть наших. Но есть еще границы мирные. Там на хлебных торговых путях стоят таможенники с пограничниками и тщательно исполняют долг. Должны обычно не они Родине, а мы им. Причем наличными.
       
       Путешествие из Германии в Россию
       Решили вы, читатель, съездить в Германию. Посмотреть тамошнюю буржуйскую жизнь, выпить неразбавленного баварского пивка, купить подержанный автомобиль и вернуться на нем домой. Что для этого нужно? Желание, дойчмарки и загранпаспорт с визой. Желают многие. Есть такое мнение, что подержанный немецкий автомобиль не только дешевле нового русского, но и лучше.
       Итак, поезд Москва–Брюссель. Границы и таможни — элементарно. Особенно германские. Потому что у нас на лбу написано: мы едем покупать то, что им больше не нужно, — «челноковый» автомобиль. Обычно по такой цене, чтобы виза, проживание, дорога и растаможка в сумме не превышали 5–6 тысяч долларов. В дойчмарках это 11–12 тысяч. То есть на уровне вазовской десятки.
       Купили. Возвращаемся. Граница Германия—Польша. Впечатление такое, будто сюда специально отбирают со всей страны самых дружелюбных граждан. На оформление уходит минимум времени. Приятно побыть белым человеком.
       Мало того. Если везешь что-то, купленное в Германии, тебе за это положена премия. Так называемый «штойер». На торговых документах поставят отметку, и в следующую поездку ты получишь 16% от потраченной в этот раз суммы. Например, купил ты что-то на 10 000 DM, в следующий раз тебе вернут 1600 DM.
       В общем, немецкую границу проезжаешь, как по маслу. Хочется вернуться и еще раз пересечь ее.
       Но впереди ждет польская граница. Здесь уже немножко другая аура: что-то слышится родное. Но все же Германия близко. Взаимопроникновение культур.
       Ну ладно, проехали. В Польше нам, партизанскому отряду на пяти автомобилях, предлагают ненавязчивый сервис — конвой. Говорят, он действительно гарантирует безопасность. Однако надо платить. А не хочется. Прорвемся!
       Курс — на Украину. Проще б ехать на Белоруссию, но это опаснее. На дорогах разбойники шалят.
       Польшу проезжаем на одном дыхании. Впечатлений — море. Вот повезло полякам с властями! Их страна уже почти достигла европейского уровня жизни. А ведь на старте реформ была такая же зачуханная, вороватая и беспорядочная, как и наша. Просто шок! Ну за что им такая благодать? Чем мы прогневили своего Бога? От польской ухоженности, благополучия и порядка просто плакать хочется. У них что, не нашлось чубайсов с черномырдиными? Или березовские с абрамовичами в дефиците?
       Нехорошее чувство — зависть.
       Злая зависть — еще хуже.
       
       Польша — Украина
       Сначала с той стороны. Никаких шмонов. Никаких взяток. Мы — все еще белые люди. Спасибо, панове.
       И вот она — жовто-блакитна, ридна, незалежна. Бабушка у меня чистокровной хохлушкой была, царствие ей небесное.
       Родное видится на расстоянии. В смысле очередь таких, как мы, напоминает очередь за колбасой во времена развитого Брежнева. Любой человек в форме проходит, как хозяин: нас много, а они одни. Увидев лицо напарника, я попытался стереть с себя угодливую улыбку.
       Выясняем: ошкурение кацапов идет по нескольким направлениям. Платить надо за экологию, за каждую подпись на бумажке. Есть платежи зашифрованные. Например, в декларацию надо внести все: часы, трусы, куртку, старые запчасти, купленные на свалке в Германии (о, какие там свалки — мечта!). Еще пример. Пограничник спрашивает:
       — Куда едешь?
       — Домой, в Россию. К маме.
       — Нет, я спрашиваю: где границу пересекать собираетесь?
       — Не знаю я. Как получится. Может, в Белгороде. А может, к родственникам заеду. У меня, знаете, бабушка была чистокровной...
       — Ну ехай, — и ставит в паспорте отметку: «На Россию». Знали б мы...
       Шкурение не кончилось на границе. Надо платить за транзитные номера. Прежние, алюминиевые, не годятся. Их надо сдать. Здесь вам не Германия и даже не Польша. Надо ехать на бумажных, прилепив их к переднему и заднему стеклу. Нечем прилепить? Немного денег — немного скотча.
       Почему я должен сдавать номера, если в Германии я за них деньги платил?
       А Верховная Рада постановила. С Радой не подискутируешь.
       Гаишники на Украине напоминают о фильме «Кин-Дза-Дза!»: дай что-нибудь. Каждый. Трусы, носки, ботинки, зубную пасту; это не анекдот. Видел собственноручно: берут! Не знаю, кто пошутил, но их автоинспекция называется аббревиатурой ДАИ.
       Проехали страну. Коренной народ в ней — даишники. О, Господи, опять граница.
       Экологию оплатили? Оплатили. Покажите документ. Так мы ж его там оставили, на въезде. Не знаю, придется оплатить. Ага, почему в паспорте нет отметки о пересечении границы именно в нашем пункте? Ехайте назад, пусть там поставят, где вы пересекать будете. Ничего не знаю, не положено.
       Знаю теперь, почему Украину в НАТО не принимают. Натовцы, видимо, по земле к ним ездили на переговоры и поняли, что бюджета не хватит.
       Назад мы не поехали. Тысяча километров. Лучше в прорубь.
       Увидели Родину издалека. Называется — Юнакивка. Утро. Вы слыхали, как поют дрозды?
       
       Украина — Россия
       Не пускают домой, к маме. «Не торопитесь, а то успеете». Ждем. Чуть-чуть осталось. Час, два, три. Наконец самый умный из нас подошел к окошку: а чего стоим-то? Дураки, вот и стоите. 100 рублей с машины. Собрали, отдали. Человек поднял шлагбаум, и мы поехали. Действительно, дураки.
       Таможня. Стали, курим. Умный опять пошел и быстренько вернулся: 10 долларов с носа. Или ждать китайской пасхи.
       Ну ее, пасху. Домой, к маме, к блинам. И выспаться как следует.
       
       Воронеж
       После блинов рано или поздно надо ехать на Воронежскую таможню. Оформлять автомобиль по месту его нового проживания. Опять таможня, блин.
       Так вот. Знайте же, все люди доброй воли с загранпаспортами, что на Воронежской таможне сегодня никого не шкурят! Совсем. Не знаю, почему. Что-то случилось с нашей таможней. Этот вопрос еще надо разъяснить. Вроде всегда все нормально было. А теперь — как в Германии. Советуют, как быстрее и экономнее. Улыбаются. Может, грант какой получили? Или было им коллективное видение...
       Я спросил приятеля: «Ты видал?» Он ответил: «Да я сам чуть не офигел».
       Приезжайте к нам в Воронеж! Это стоит увидеть.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera