Сюжеты

В ЕДИНОМ СТРОЮ ПРОТИВ ЕДИНОГО ЭКЗАМЕНА

Этот материал вышел в № 14 от 06 Февраля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Профсоюз выступает на стороне теневого бизнеса от образования Как отмечено в специально выпущенной брошюре, участвовать в акции протеста 27 февраля планируют педагоги в 87 субъектах Федерации. Основные лозунги акции сводятся к требованиям...


Профсоюз выступает на стороне теневого бизнеса от образования
       
       Как отмечено в специально выпущенной брошюре, участвовать в акции протеста 27 февраля планируют педагоги в 87 субъектах Федерации. Основные лозунги акции сводятся к требованиям повысить в 2001 году зарплату работникам образования на 50%, покончить с проводимой правительством реформой образования, не допустить приватизации школ и вузов, сохранить бесплатное образование...
       
       Для знакомых со спецификой профсоюзной деятельности очевидно, что только первый лозунг — о повышении зарплаты педагогов — непосредственно относится к компетенции профсоюзов. Это действительно самое справедливое и обоснованное требование из всех, соответствующее реальной ситуации в образовании. Даже вовремя выплачиваемая зарплата педагогов крайне низка. С этим никто не спорит, и такое положение неприемлемо для страны, называющей себя развитой. Вместе с тем требование профсоюза повысить зарплату в этом году на 50%, как признают сами работники образования, объективно невыполнимо: в бюджете таких денег нет, а ситуация с дополнительными доходами известна. С равным успехом можно требовать повысить зарплату и в два, и в пять, и в десять раз.
       Итак, финансовые претензии к власти понятны и справедливы. Остальные требования участников акции относятся скорее к политическим. Точнее, финансово-политическим. Они никак не вписываются в логику профсоюзной борьбы.
       Здесь мы подходим к вопросу о том, кто реально заинтересован в проведении масштабной акции, направленной против начавшейся реформы образования. Таких сил сегодня как минимум две, а если быть до конца точным — три. Профсоюзные лидеры в своих публичных выступлениях называют две: это коммунисты и ректоры вузов, объединенные в Российский союз ректоров. Как известно, и те, и другие недовольны содержанием реформы и, как могут, компрометируют ее, рисуя мрачные картины пореформенного будущего.
       Лидер КПРФ Г. Зюганов в своих выступлениях с начала этого года неизменно говорит о поддержке акции протеста 27 февраля. Не проходит и дня, чтобы коммунистическая пресса не называла реформу «очередной попыткой развала лучшей в мире системы образования». Отметим, что риторику коммунистов перенял председатель ЦК профсоюза работников образования и науки Владимир Яковлев. Около месяца назад он провел селекторное совещание под лозунгом «Против варварской реформы образования». Задав самому себе вопрос, зачем все это (т.е. реформирование) делается, Яковлев с удовольствием сослался на мнение одного из своих коллег, утверждающего: «Определенные круги на Западе, победившие в холодной войне, чтобы сделать эту победу окончательной, ставят сегодня в качестве основной стратегической задачи разрушение системы образования России». Теорию заговора, уместную в речах Шандыбина и Макашова (даже не Зюганова), на селекторном совещании развивал прфсоюзный чиновник высшего ранга.
       Стремясь выяснить, какой же все-таки хотят видеть коммунисты нашу школу, я наткнулся на интересную точку зрения, сформулированную автором официального коммунистического издания и позволяющую выявить еще одну точку пересечения интересов коммунистов и образовательного профсоюза. Идея сводится к следующему: открывающиеся перед учениками и студентами широкие возможности получать знания через интернет (и самообразовываться вообще) не приветствуются коммунистами, потому что... в результате значительная часть учителей станет просто не нужна. Вот это мощно задвинул, как говорит один известный телевизионный персонаж!
       Перейдем к двум другим союзникам Владимира Яковлева. Начнем с ректоров вузов. Еще осенью прошлого года они шли в авангарде борьбы с «антинародной реформой», но к зиме изменили свою позицию на нейтрально-выжидательную. Кстати, на своей пресс-конференции 22 февраля Владимир Яковлев сетовал на то, что ректоры не так активно, как ему хотелось бы, поддерживают акцию протеста. Как бы то ни было, не стоит ожидать, что ректоры в большинстве своем станут сторонниками реформы, не выгодной им в первую очередь экономически. Цена вопроса — более миллиарда долларов в год, оставляемая населением на переходе «школа — вуз». Это своеобразная дань, выплачиваемая родителями теневому образовательному капиталу за возможность дать своим детям якобы бесплатное высшее образование.
       Однако не только, а возможно, и не столько ректоры заинтересованы в том, чтобы реформа провалилась, а пресловутый миллиард остался «в тени». В последнее время всерьез заговорили о «репетиторском лобби», в карманы которого идет значительная часть этого миллиарда. Сегодня репетиторы — это не только одиночки, но и целые фирмы, подготовительные курсы при вузах с оборотом в сотни тысяч долларов в год. Единый экзамен под корень ликвидирует этот вид образовательных услуг, а за такие деньги не грех серьезно побороться. Это и есть третья сила.
       Свою последнюю пресс-конференцию Владимир Яковлев, по его собственным словам, провел, чтобы доказать: профсоюзы не по команде репетиторов поднимают педагогов на акцию протеста. Охотно верю в то, что Владимир Михайлович не вступал в сговор с владельцами репетиторских фирм. Но сформулированные им цели акции протеста полностью соответствуют интересам теневого образовательного бизнеса. Профсоюзы фактически отстаивают материальные интересы тех, кому наплевать на учительскую зарплату, для кого гораздо важнее собственные, на порядок более высокие, теневые доходы.
       Интересны и лозунги, выдвигаемые профсоюзом. В общем можно констатировать, что главное содержание акции — «руки прочь от существующей системы образования». Профсоюз призывает сохранить бесплатность образования и не допустить приватизации школ и вузов. Но никакой приватизации не планируется! Это уже прием политической пропаганды. И о какой бесплатности образования говорят уважаемые профдеятели?! Сегодня каждый знает, что за весь образовательный процесс — от детсада до вуза — надо платить. Вот бесплатность образования — это действительно миф.
       Идут разговоры об изменении статуса образовательного учреждения на организацию. Профсоюзы и коммунисты с пеной у рта доказывают, что такое изменение немедленно приведет к приватизации школ и вузов, скупке их на корню всяческими новыми русскими. Не вдаваясь в детали, стоит отметить лишь три важнейших момента. Приватизация есть передача имущества в частные руки, а изменение статуса не предусматривает этого. Государственные органы станут соучредителями образовательной организации и получат возможность защищать ее имущество от приватизации. Изменение статуса позволяет родителям реально, а не номинально, как сейчас, участвовать в управлении школой, что очень не нравится многим директорам и учителям, — отсюда и позиция профсоюза. И наконец, ни один правительственный документ не предполагает обязательной тотальной смены статуса: не хочешь — не меняй. «Образовательная организация» будет только одним из возможных вариантов.
       Итак, позиция профсоюза, коммунистов, ректоров и репетиторов, сформулированная накануне акции протеста, такова: немедленно поднять зарплаты педагогам, стипендии студентам, долой реформу со всеми ее едиными экзаменами и изменением содержания образования. Сначала повысьте зарплату в несколько раз, и только потом, может быть, мы дадим добро на какие-нибудь реформы. А что делать нынешнему поколению детей? Даже директора школ признают, что в наше образование можно вбухать весь бюджет США, но учитель не будет учить лучше — он просто не умеет этого делать.
       Похоже, что нам нужна не только новая система образования, но и новые, по-настоящему свободные профсоюзы. И шахтерские, и учительские. Без посредников в продаже угля и дипломов.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera