Сюжеты

САМИ МЫ НЕ МЕСТНЫЕ...

Этот материал вышел в № 14 от 06 Февраля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Почему московский автозавод разоряет коллег из Рязани Московским автозаводам последние годы хронически не везет. АЗЛК дышит на ладан, то разбирая, то опять собирая стоящие на улице под снегом и дождем автомобили. ЗИЛ делает вид, что...


Почему московский автозавод разоряет коллег из Рязани
       
       Московским автозаводам последние годы хронически не везет. АЗЛК дышит на ладан, то разбирая, то опять собирая стоящие на улице под снегом и дождем автомобили. ЗИЛ делает вид, что производит грузовики, небольшие автобусы и холодильники...
       Однако в действительности ситуация на Заводе имени Лихачева остается какой-то непонятной. Реклама «бычков» уверяет покупателя в дешевизне продукции ЗИЛа. На первый взгляд это действительно так. Но какой ценой достается все это? И почему так относительно недороги зиловские автомобили? А главное — за чей счет обеспечивается пресловутая доступность «бычков» и иных представителей автозаводского стада?
       Не секрет, что на ЗИЛе работают тысячи смежников по всей территории России, поставляя заводу шасси, мосты, оси и сотни других комплектующих. Без этих предприятий ЗИЛ уже не ЗИЛ.
       Однако столичная гордость, видимо, совсем затуманила глаза зиловскому начальству. Пытаясь выбраться из затяжного кризиса, менеджеры завода долго не раздумывали. Надо максимально снизить стоимость продукции, решили они. Но, естественно, не за счет новых технологий или организации производства, а за счет... смежников и даже дочерних предприятий.
       Первой жертвой хитроумных «фордов» с ЗИЛа пал Рязанский завод автомобильных агрегатов (РЗАА). Более 50 лет это предприятие было основным поставщиком передних осей, задних и средних мостов, горячей штамповки и поковок на все ведущие автомобилестроительные заводы СССР и — позднее — России. МАЗ, КамАЗ, ПАЗ, ЛиАЗ, СеАЗ, Кинешемский автоагрегатный завод и многие другие изо дня в день получали качественную продукцию из Рязани. Завод по праву считался одним из самых современных и перспективных в отрасли — его продукцией были обеспечены все автозаводы, производившие грузовики и автобусы.
       В начале 90-х годов руководство РЗАА занялось кардинальным переоснащением технической базы завода. В течение всего лишь года была проведена полная подготовка производства, рассчитанного на выпуск принципиально новой продукции более высокого класса. Были опробованы и введены в действие новые технологии, закуплено новое оборудование, проведено переобучение персонала. Завод был готов к работе на качественно новом уровне, позволяющем ему не потонуть в бурном море непонятно как проводимых реформ.
       Но не тут-то было. Рязанский завод угробило... руководство головного АМО ЗИЛ. «Старший брат» РЗАА, учредитель и единственный акционер, методично доводил перспективное предприятие до банкротства. Схема этой, с позволения сказать, «работы» была очень проста. К тому моменту рязанский завод уже входил в состав «кооперированной» системы, которую создало АМО. На деле это означало лишь одно: ЗИЛ «разрешал» себе покупать комплектующие на РЗАА по таким низким ценам, что только за последние два года некогда сверхприбыльное предприятие понесло убытка на 140 миллионов рублей! А если посчитать убытки за весь период работы с ЗИЛом, результат превысит сумму сегодняшних долгов РЗАА всем кредиторам.
       Убыток в автопроме, даже в отечественном, — вещь нереальная по определению. Пользуясь положением «старшего брата», менеджеры АМО навязали рязанцам поистине кабальные условия. Те в силу своего юридического статуса дочернего предприятия были вынуждены их принять. Все письма и обращения к руководителям АМО с просьбами об изменении положения на заводе оставались без ответа.
       Но, как говорится, нет предела человеческой жадности. В отношении РЗАА руководство ЗИЛа повело себя, как Людовик XV, автор исторического «После нас — хоть потоп».
       Значительная часть технологически и технически выверенных линий, имевшихся на РЗАА, была демонтирована и вывезена. Куда? Конечно же, в Москву, на ЗИЛ.
       Добрые оценщики с «дружеского» ЗИЛа оценили оборудование, стоившее как минимум 45 миллионов рублей, всего в два миллиона. Когда же на заводе в результате возбуждения дела о банкротстве появился арбитражный управляющий, то он просто развел руками — технологическая база на РЗАА отсутствовала как класс.
       Вы наверняка видели, как выглядит сегодня город Грозный. Примерно так же выглядит Рязанский завод автомобильных агрегатов после того, как поработал «в кооперации» с АМО ЗИЛ. По опустевшим цехам уже почти гуляет ветер.
       Партнеры, с которыми раньше работал РЗАА, срочно ищут замену — они не могут простаивать только из-за того, что зиловское начальство пустило по миру нужный всем рязанский завод. Многие рабочие просто готовы писать заявления об уходе...
       
       P.S.
       Кто-то, может быть, скажет: опять о каком-то заводе пишут... Но рязанский завод — не «какой-то». Если он встанет окончательно, то производство автобусов и другой автомобильной техники в России окажется под угрозой.

       

     
     
       ОТ РЕДАКЦИИ
       Безусловно, следуя практике издания, мы готовы выслушать и другую сторону этого конфликта.

       

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera