Сюжеты

ИМПЕРИЯ ОТ ПЕТРА ДО ГОРБАЧЕВА

Этот материал вышел в № 16 от 05 Марта 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Пройдет еще лет ...дцать, и седой Парфенов, посидев в беловежской баньке, в которой разваливали Союз, пройдя с мандатом «а-ля Ельцин» по проходу Дворца съездов и организовав очередной спуск красного серпастого-молоткастого с кремлевского...


       
       Пройдет еще лет ...дцать, и седой Парфенов, посидев в беловежской баньке, в которой разваливали Союз, пройдя с мандатом «а-ля Ельцин» по проходу Дворца съездов и организовав очередной спуск красного серпастого-молоткастого с кремлевского флагштока, доснимет свою «Российскую империю» до логического итога — до Горбачева.
       Впрочем, на прошлой неделе его величество телевизионное совпадение сделало это за него. И столкнуло в эфирной сетке парфеновскую «Российскую империю» на НТВ с фильмами Шеремета (ОРТ) и Манского (РТР) о Горбачеве. О «последнем императоре», который «никогда не считал себя императором, а если бы считал, то никаких реформ бы не было...» (РТР), «...и 70-летие Генерального секретаря отмечало бы сейчас все прогрессивное человечество» (ОРТ).
       Фильм Шеремета предельно традиционен. Нарезка хроники — Ленинград 85-го, борьба с пьянством, зарубежные триумфы, Чернобыль.., набор цитат другов и недругов — Лукьянова, Александра Яковлева, Коля, Валенса, Бразаускаса и самого юбиляра. Картинки с выставки. Ликбез (и это роднит работу Шеремета с работой Парфенова, которую активно не принимают историки, называя ликбезом для неучей). Краткий курс для тех, кто события десятилетней давности в силу возраста готов воспринимать как историю.
       У Манского с Парфеновым родство иного рода. По сути, оба ведут одно и то же исследование — империи и ее отражений. Только один под телевизионной лупой рассматривает империю в зародышевом состоянии, другой — в состоянии комы.
       Яуза и Азов, маленькие немецкие городки, давшие России ее императриц, и царские дворцы, для этих императриц построенные, и еще 68 (таково, по подсчетам парфеновского оператора, количество командировок, в которые уложились съемки «Империи») городов и весей, откуда есть пошла земля русская, — идеальный фон для размышлений, откуда что взялось.
       Разрушенный веками Колизей, разбитая, за несколько дней растащенная на сувениры Берлинская стена, целый (еще? на века?) Кремль, на фоне которых снят первый и последний президент единого Союза, — идеальный фон для раздумий: к чему все приходит.
       На фоне Колизея Горбачев говорит о Цезаре и о Бруте, о том, что предают всегда ближайшие сподвижники, и о том, «как все похоже», — его собственная история лишь «новое издание того, что было две тысячи лет назад». «Я бы не торопился подвергать проклятиям империи. Они же играли колоссальную роль»,— говорит Горбачев и рассуждает далее о том, что Союз можно было и нужно было сохранять.
       Он очень живой в этом «юбилейном» фильме, и спорящий с внучкой о музыке, и поющий за столом, и со слезами говорящий о последних днях Раисы Максимовны. Даже его длинные монологи не похожи на прежние многословия Генерального секретаря. Это фильм о мыслителе. О человеке, который осмысляет мир и ту «шинель пролетающей мимо истории», которую, судя по процитированным им словам Гете, Горбачеву удалось не только ухватить за полу, но и примерить на себя. Шинель истории, венец императора... Каждый выбирает для себя.
       Два «датских» фильма Манского, показанных с разницей в месяц по РТР к 70-летиям двух президентов Ельцина и Горбачева, слишком наглядное пособие для президента нынешнего. Каким-то будет фильм к его собственному 70-летию? Слишком трудно понять это сегодня, когда постовой останавливает машину Горбачева, дабы пропустить несущийся по улицам столицы кортеж Путина... Тем более что второй из двух фильмов того же Манского о «Неизвестном Путине» нам почему-то решили не показывать. Первую часть, если помните, накануне выборов выдали в эфир РТР, а вторую нет, кто-то из нынешних имиджмейкеров президента не рискнул показать нам живого Путина...
       В музыкальной заставке к работе Парфенова фрагменты трех российских гимнов — «Боже, царя храни!», Александрова и Глинки. При первом показе в прошлом году все соответствовало действительности, при повторе обнаружилась недостача. Нынче впору переписывать заставку — «Боже..!», Александров, Глинка и снова Александров... И кто знает, что еще придется подчищать при следующих повторах. Мы — единственная страна с непредсказуемой историей.
       ...Пройдет еще лет ...дцать, и седой Парфенов, стоя на нарисованной компьютером карте последней советской империи, снимет логический итог своего сериала. Дай бог, чтоб Манскому не пришлось снимать свое продолжение на фоне руин Кремля!
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera