Сюжеты

ПРЕДВЕСТЬЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЛИХОРАДКИ

Этот материал вышел в № 16 от 05 Марта 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

21 апреля в Москве откроется Всемирная театральная Олимпиада. Проводит ее Московский Международный чеховский фестиваль — хорошо зарекомендовавший себя театральный форум, привозивший в Москву спектакли Ариадны Мнушкин, Роберта Уилсона,...


       
       21 апреля в Москве откроется Всемирная театральная Олимпиада. Проводит ее Московский Международный чеховский фестиваль — хорошо зарекомендовавший себя театральный форум, привозивший в Москву спектакли Ариадны Мнушкин, Роберта Уилсона, Кристофа Марталера, Питера Брука, Джорджо Стрелера.
       Традиция проводить театральные олимпиады зародилась в Греции. Первая олимпиада, называвшаяся «Античная драма в современном мире», состоялась в 1995 году в греческих Дельфах, ее возглавил нынешний председатель Международного комитета театральных олимпиад Теодорос Терзопулос. Вторая, с подзаголовком «Созидая надежды», проходила летом 1999 года в японском городе Шизуока.
       Здесь специально к форуму был выстроен огромный театральный комплекс, поразивший воображение Марка Захарова и Юрия Любимова, привезших свои спектакли «Чайка» и «Братья Карамазовы». Ю. Любимов: «Японцы вложили в этот центр 450 миллионов долларов. Не трепят языком, как мы, а делают».
       В бюджет московского театрального форума заложили 340 миллионов долларов, но уже решено существенно урезать эту сумму. Но даже за оставшиеся деньги нас ждут два месяца настоящей театральной лихорадки всемирного масштаба, сравнимой по размаху с Олимпиадой-80 или фестивалем молодежи и студентов-85.
       Цель нынешней олимпиады — продемонстрировать итоги развития театра ХХ века в самых разных его проявлениях: от экспериментальных опытов авангардной сцены до форм народного площадного зрелища, помочь российской театральной молодежи соотнести свое искусство с движением мировой театральной культуры. Концепция выражена в нескольких словах: «Театр для людей» — по названию книги театрального режиссера Джорджо Стрелера.
       Олимпиада займет все действующие театральные площадки. К маю достроят новое здание «Школы драматического искусства» Анатолия Васильева на Сретенке, на месте бывшего кинотеатра «Уран»: «Хожу там, как рабочий, матерюсь с утра до ночи».
       Вся программа пойдет по нескольким направлениям: зарубежная, российская, экспериментальная часть. В последнюю войдут поисковые работы разных стран, фольклорно-аутентичный блок театра «Школа драматического искусства», программа Центра Мейерхольда, спектакли Центра драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина, площадной театр.
       В гости к нам прибудут сорок шесть стран-участников, всемирно известные театральные имена. «Пикколо Театро ди Милано» привезет постановку Стрелера «Арлекин, или Слуга двух господ» Гольдони, Эймунтас Някрошюс — «Отелло», Роберт Стуруа — «Как вам угодно, или Двенадцатая ночь Рождества» Шекспира, Роберт Уилсон — «Игру снов» Августа Стриндберга, в парке «Коломенское» на неделю поселится конный театр «Зингаро». Юрий Любимов наконец обнародует свой «Театральный роман», а Кама Гинкас, Александр Бакши и Сергей Бархин заставят зрителей плакать под «Полифонию мира».
       У руководителя каждой художественной программы свои заветные «заначки». Васильев привезет хоры Вартопедского монастыря Святой горы Афона и православного монастыря Сербии, проведет мастер-класс Тадаши Сузуки и покажет спектакль японского классического театра «Но» «Юто», а также буддийские мистерии благословения вместе с монахами тибетского монастыря Гьюмед (Индия). Также в «аутентичной» программе Васильева — мистериальный танец сэма («вертящиеся дервиши») мусульманского ордена суфиев и шаманы из Хакасии, Бурятии и Тувы.
       Валерий Фокин привезет датский «Один театр» Эуженио Барба, знаменитую «Пекинскую оперу», которая, помимо своих необычных представлений, даст несколько мастер-классов прямо на сцене, а Центр Мейерхольда начнет свою полуторагодовую программу, посвященную Антонену Арто.
       Вячеслав Полунин везет в Москву карнавалы — белый, черный и цветной. Белый карнавал (венецианский) — ангельское, романтическое начало, стихия воздуха. Черный карнавал (мексиканский карнавал смерти, хэллоуин) — царство дьявола, стихия огня. Цветной карнавал, представленный в Бразилии, Базеле, Тринидаде и Тобаго, — царство Бахуса, праздник человеческого естества во всех его проявлениях. Полунин, объехавший весь свет, говорит, что возрождение карнавала, наполнение его новым смыслом и содержанием возможно только в России, и олимпиада — прекрасный повод.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera