Сюжеты

С ТОЧНОСТЬЮ ДО 38-го ЗНАКА ПОСЛЕ ЗАПЯТОЙ

Этот материал вышел в № 17 от 12 Марта 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Каким образом компания «Мобильные ТелеСистемы» тарифицирует свои услуги и выписывает счета абонентам Советская бытность научила нас жить от зарплаты до зарплаты и вдолбила в наши мозги невеселую психологию: мы привыкли считать, что если...


Каким образом компания «Мобильные ТелеСистемы» тарифицирует свои услуги и выписывает счета абонентам
       
       Советская бытность научила нас жить от зарплаты до зарплаты и вдолбила в наши мозги невеселую психологию: мы привыкли считать, что если раньше в магазинах нас обвешивали, продавали товары с истекшим сроком годности, а на овощных рынках вообще все казались кругом врагами, то и сейчас эти напасти никуда не делись, а наоборот, добавились новые. Например, одной из тем досужих разговоров стали рассуждения о том, какими способами и как сильно сотовые операторы «обсчитывают» своих клиентов.
       Чтобы внести ясность в этот вопрос, мы обратились к начальнику службы расчетов компании «Мобильные ТелеСистемы» Сергею СТРОГАНОВУ
       
       — Многие абоненты МТС интересуются, каким образом в компании построена система расчетов? Насколько она «правильная»? И проверяет кто-нибудь эту систему?
       — В МТС установлена сертифицированная система расчетов российского производства. Я особо подчеркиваю этот факт, так как именно российские системы максимально учитывают все особенности нашего законодательства и отечественной бухгалтерской системы, а также специфику абонентской базы. Западные разработчики, как правило, этих особенностей не учитывают, поэтому отчетность, производимая их системами, не дает всей необходимой клиенту и контролирующим финансовую деятельность юридических лиц органам информацию.
       Правильность работы компании при оказании услуг проверяется Госсвязьнадзором в рамках контроля за лицензируемой деятельностью. Среди контролируемых аспектов есть и деятельность системы расчетов. Кроме того, МТС постоянно находится под аудиторской проверкой, которая сравнивает методы тарификации с теми тарифами, которые заявлены нашей компанией. Аудиторы проводят собственные тесты и проверяют тесты, которые мы проводили в рамках внутреннего контроля. Кстати, сейчас как раз завершен аудит информационных систем, обслуживающих абонентов. Проверялись функции получения платежей, финансового контроля, бухгалтерская отчетность. Заключение, предоставленное аудиторами, подтвердило нашу дееспособность.
       Но, конечно, наш главный аудитор — это сами абоненты, которые в любой момент могут проверить правильность начисления денег за оказанные услуги, заказав детализированный счет. Если абонент все равно сомневается, то он может обратиться в службу финансового контроля.
       — Несмотря на сверхнадежность вашей биллинговой системы, могут ли происходить в ней ошибки?
       — Процент ошибок ничтожно мал. Тем более что часто за ошибки принимается округление. Наша система хранит информацию с точностью 38 знаков после запятой. Абоненту мы показываем две, в некоторых случаях четыре цифры после запятой, и, естественно, когда он начинает складывать несколько промежуточных значений из счета, то может получить конечный итог с разницей относительно итога по счету в один-два цента, так как мы складываем гораздо более точные значения, чем отображаем в счете.
       — Как вы строите работу с клиентами?
       — У нас есть два метода взаиморасчетов с абонентами — кредитный и авансовый. О кредитной схеме разговор идет в основном при оказании услуг крупным организациям, имеющим хорошую кредитную историю. В работе с физическими лицами мы используем авансовый метод. Авансовая схема хороша тем, что абонент имеет лицевой счет, который фактически является кошельком.
       — Каким образом время разговора пересчитывается в деньги?
       — Вы поговорили и положили трубку, в это время коммутатор зарегистрировал звонок. Взаимодействия коммутатора и биллинговой системы пока еще не было. Это взаимодействие определяется специальным графиком, по которому информация о сделанном звонке в определенный момент поступит в биллинговую систему. Сам график зависит от загруженности системы коммутатора и биллинговой системы, времени суток, и даже от того, перемещаетесь ли вы территориально во время разговора. После поступления информации в биллинговую систему она оценивается в соответствии с тарифами, что, в свою очередь, влияет на текущий баланс клиента.
       — А как биллинговая система действует в роуминге?
       — При нахождении абонента в роуминге частота получения файлов, содержащих информацию о его звонках, зависит от того, в зоне действия какого оператора находится абонент, и может составлять от нескольких часов до полутора суток. Роуминговые соглашения допускают задержки в отправлении такой информации до 30 дней (такова международная практика). В этом случае пересчет баланса вашего лицевого счета может затянуться.
       — Но деньги со счетов абонентов часто списываются с опозданием и при обычных разговорах. Почему?
       — В авансовом методе нет непрерывной online-информации о состоявшемся звонке абонента, поступающей в базу. Есть некая дискретность в поступлении и тарификации информации об оказанных абоненту услугах. Она диктуется следующими параметрами: местонахождением абонента в данный момент (находится он в зоне действия домашней биллинговой системы или гостевой, в национальном или международном роуминге), а также загрузкой коммутационной и биллинговой систем, которая зависит от общей активности абонентов, дневной или вечерней.
       — Как производится тарификация разовых услуг?
       — Сегодня мы рассматриваем возможность мгновенной тарификации разовых услуг, то есть в момент их оказания. Для части услуг это уже реализовано, но есть специфические услуги, которые нельзя тарифицировать немедленно. Это связано не со спецификой данных услуг, а с тем, что система должна работать непрерывно и осуществлять одновременно большое количество разнородных операций.
       — Случается, что некоторых пользователей сети отключают при положительном балансе лицевого счета. С чем это связано?
       — Есть система финансового контроля, которая запрограммирована в зависимости от лояльности нашего абонента. Под лояльностью мы понимаем своевременность оплаты и количество принудительных отключений. Чем больше отключений, тем ниже категория доверия. Неразрывно связаны с категорией доверия понятия «полная» и «частичная» блокировка. Полная блокировка устанавливается при пересечении балансом абонента нулевого остатка, частичная блокировка на некоторых категориях доверия приводит к невозможности для абонента производить исходящие звонки даже при положительном балансе.
       — При каком остатке на счете абонента могут блокировать?
       — Порог частичной блокировки — 10 долларов. На всех «дешевых» тарифах высокая категория доверия, при которой нет частичной блокировки, но в процессе работы, если человек плохо платит, категория доверия автоматически понижается, и он может прийти к ситуации, когда у него включится частичная блокировка. Мораль проста — надо стараться платить до того, как ваш телефон будет отключен. После того как абонент начинает вносить авансовые платежи своевременно, категория доверия вновь повышается.
       — Предположим, что ваш телефон все же внезапно выключили. Что делать в такой ситуации?
       — В первую очередь необходимо проверить свой баланс, позвонив в автоматическую службу сервиса. Можно позвонить в справочную МТС по номеру 0890. Это возможно даже при полной блокировке. Если причиной отключения явился недостаток денежных средств на лицевом счету, то необходимо осуществить платеж.
       — А как абонент может контролировать свой баланс уже сегодня?
       — Все достаточно просто. Во-первых, можно набрать 088011, и автоматическая служба сервиса абонента МТС сообщит ваш приблизительный остаток (округленный до доллара). На сегодняшний день в течение только минуты в часы пик мы обслуживаем не менее тысячи таких звонков. Во-вторых, установив у себя услугу «Интернет-служба сервиса абонента», также можно следить за расходом своих средств через интернет. Если же у абонента возникнут какие-либо вопросы по списанию денег, то стоит обратиться в нашу службу финансового контроля (номер 0876).
       — Что делать, если на вашем счету осталось мало денег, а вы находитесь в другом городе или за рубежом?
       — Идеально, если у абонента есть с собой карточка «экспресс-оплаты». В этом случае необходимо дозвониться до московского номера автоматической службы сервиса 7670880, либо в справочную службы сервиса – 7660166. Но есть и другие методы платежей. Абонент может подписать договор об безакцептном списании с кредитной карты, и тогда он может позвонить в автоматическую службу сервиса и определить ту сумму, которая будет переведена с его кредитной карты на лицевой счет в МТС.
       Вся вышеуказанная информация, особенно касательно номеров телефонов и возможных методов оплаты, приведена для абонентов московской лицензионной зоны МТС и может отличаться для некоторых регионов.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera