Сюжеты

«ВЕСТИ» С ЕВГЕНИЕМ РЕВЕНКО

Этот материал вышел в № 19 от 19 Марта 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ Магазинчик в ста метрах от здания «Вестей». Дядя выбирает бутылку. — Вот эту водку пить можно? — Да ее знаете, кто пьет? Журналисты, телевизионщики! Мы их отравим — через час об этом узнает вся страна! — Они разве тоже...


КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ
       

 
       Магазинчик в ста метрах от здания «Вестей». Дядя выбирает бутылку.
       — Вот эту водку пить можно?
       — Да ее знаете, кто пьет? Журналисты, телевизионщики! Мы их отравим — через час об этом узнает вся страна!
       — Они разве тоже водку пьют?
       — Так это ж Российское телевидение! Виски им пить, что ли? Водка — супер, берите.
       — Ну дайте, что ли, как для журналистов...
       Водка, как следует из живописных, но надрывных рассказов отдельных пишущих коллег, эпизодически способствует лирическому настрою, но непременно конфликтует с технологией. А технологии в «Вестях» столько, что место остается только на ключевую воду в огромных бутылках с краниками. И без водки все кругом «супер-супер».
       
       Система
       Первым делом в редакции показывают свою гордость — компьютерную систему NewStar. На нее нанизана вся редакционная работа. Система объединяет ленты информагентств, архивы программы (текст любого репортажа, любой дикторской подводки) и монтажные листы. Они похожи на большую живую мигающую таблицу с множеством клеток и со светофорчиками.
       Сверху вниз идут «заставка», «здравствуйте», «анонс», «Дума», «Самолетов», «Касьянов» и еще двадцать-тридцать строк. И для «Касьянова» (что значит интервью премьера), и для «Самолетова» (это репортаж корреспондента Самолетова) в отдельных клетках записан тип материала (есть «бе-зе», то есть без звука, диктор читает текст поверх картинки, есть «ве-эм-зе» — видеозапись с голосом репортера, редактора называют их ласково «безешки» и «веэмзешки»), компьютером подсчитан хронометраж, вписано имя редактора и его комментарии, заканчивается строка светофорчиком. Светофорчик — индикатор готовности репортажа, текста к эфиру: красный свет — не готов, желтый — в работе, зеленый — сдан.
       Вся работа над выпуском складируется в компьютер, а не в папку с тесемками. В компьютере тексты пишутся, правятся, ставятся в сетку выпуска, меняют свое в ней место.
       Творческие метания запротоколированы. У каждого журналиста и редактора есть свой пароль доступа к системе, который автоматически ставится под внесенными тобой изменениями. Вот написал журналист текст репортажа и поставил в монтажный лист в такое-то время. Вот текст поправил редактор. Потом в текст заглянул ассистент режиссера и тоже что-то исправил. Может, переставил в конец программы или вовсе на следующий выпуск перенес. Все ходы, то есть входы, в файл записаны. Если кто чего напортачил, найти крайнего будет легко.
       В «Вестях» уверяют, что ни у какой другой отечественной службы новостей NewStar'а нет. Хорошая система, удобная. Главное, чтобы не зависала в ответственный момент. И не зависает.
       
       Люди
       План вечернего выпуска обсуждается на утренней одиннадцатичасовой летучке, там же расписываются «назначения» — кому, что, где и когда снимать и как туда попасть. День моего посещения был сравнительно спокойным — самолет в Медину еще не угнали, вотум недоверия правительству уже провалили, президент отдыхал на таежной заимке. Поэтому для вечерних «Вестей» думско-правительственный репортер Овсянников делал не событийный, а обзорный сюжет про работу премьера и вице-премьеров: они обильно совещались и кучно заседали. К семи вечера, когда до эфира оставался час, он уже написал и записал свой текст, теперь с монтажером Петей собирает картинку с четырех кассет.
       Перед монтажером два монитора: на одном — черновая запись, на другой выводится смонтированный репортаж. На пульте большущая круглая ручка, ею запись быстро-быстро перематывают. «Буль-буль-буль-Кудрин», — говорит закадровый Овсянников, и Петя, неслабо стукнув по какой-то кнопке, приклеивает к слову «Кудрин» выступающего с докладом вице-премьера. «С монтажером не болтать», — говорит мне заглянувший администратор. Да уж, человек, сокращающий речи вице-премьера до «буль-буль», наверняка будет суров с болтунами вроде меня. Его смена — девять часов, с шести вечера до трех утра.
       — А что у нас есть? — Овсянников изучает разбросанные на столе кассеты. — О, внеочередное собрание акционеров — супер. Потом к Касьянову поставим Белый дом вот этот, из-под моста — отлично! Потом внутренности кабинета, как будто Касьянова. А потом проход Грефа (когда кто-то куда-то в кадре идет. — М. Ж.). Вы проход сняли? — это он подошедшему оператору.
       — Проход сняли. Сзади.
       — Сзади? Со спины? Кто его знает со спины?
       Оператор переходит в контратаку:
       — А ты вот говоришь, что Греф «у себя, в Центре стратегических разработок», а мы его снимали у него, только в министерстве.
       — Ага, Греф у себя, но в министерстве! Спасибо, что сказал. — Овсянников поворачивается к компьютеру и меняет в своем тексте «центр» на «министерство». — Супер-супер, зе бест. (The best (англ.) — лучшее, отличное. — М. Ж.)
       Судя по количеству «Отлично!», «Супер!» и «Супер-супер, зе бест!», нет другой такой радости для репортера Овсянникова, как клеить Кудрина к Касьянову, и это хорошо. Монтажер Петя и репортер Овсянников хладнокровно заканчивают монтаж за пять минут до эфира.
       
       Эфир
       Монтажки находятся на верхнем уровне большой ковролиновой ямы ньюс-рума. Снизу — зигзаги редакторских столов, дальше распялена ширма-задник, за которой уже сидит Евгений Ревенко. Перпендикулярно к монтажкам — большая аппаратная, где сидят шеф-редактор, режиссер, продюсер выпуска (у каждого ведущего — своя режиссерская команда), там же редактор титров и видеоинженеры. Одна стена аппаратной вся завешена мониторами: четыре плана ведущего с четырех камер (на них сейчас, за пять минут до эфира, видно, как гримерша пудрит ревенковский нос и поправляет ему воротник: кадр — место публичное), телесуфлер, застывшее фото подстреленного сегодня депутата с титрами к нему, кадр с репортером, готовящимся к прямому включению откуда-то из Замоскворечья, и самый большой монитор с крупной надписью «Выходной сигнал» — это то, что мы видим по телевизору, уже со значком РТР в верхнем левом углу. Вверху монтажного листа загорается красная полоса готовности номер один.
       — Мотор! — очень сурово говорит в свой микрофон режиссер, и на «Выходном сигнале» летят буквы заставки «Вестей». — В кадре! — говорит он Ревенко. Тот мгновенно принимает серьезный вид и начинает: «Здравствуйте! В эфире «Вести».
       Вторым номером идет репортаж Овсянникова. Найденные при мне съемки Касьянова и его кабинета идут под фразу «Лицензирование стало настоящей бедой для многих предпринимателей и кормушкой для коррумпированных чиновников».
       Большинство тем перешло в восьмичасовые новости из дневных. Есть и специальные большие репортажи. Вот четырехминутный сюжет про выборы в Коломне Константина Семина. Интересная съемка, ироничный текст — вся аппаратная вслух комментирует: хорошо, супер! На мониторе видно, как Ревенко, по-школьному сложив руки на столе и улыбаясь, смотрит репортаж. Все — и аппаратная, и ведущий — хором смеются реплике: «Нам сказали, за кого голосовать, а я и забыла, за кого. Как же я теперь?» За пять секунд до конца сюжета — ведущий по тому же монтажному листу видит, сколько секунд осталось, — Ревенко поправляет свой галстук и снова серьезнеет.
       — Хорош? — оглядываясь на меня, шепчет продюсер. — Хорош, хорош, — шепотом же отвечают инженеры.
       — Какая Коломна хорошая, а! Молодец, Костя! — обнимают автора коломенского сюжета в коридоре. Хвалить коллег — это здорово, это супер.
       — Да-а, восемь минут отличной съемки пришлось выкинуть!
       — Супер-супер, зе бест! — мимо проносится девушка-редактор. Все бегут к бутылке воды с краником — от адреналина пересохло во рту.
       На выходе в мой пропуск заглядывает обязательный охранник.
       — Вы у нас работаете?
       — Нет, я про вас пишу.
       — Отлич-ч-чно! Супер!
       Знаю-знаю: зе бест.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera