Сюжеты

СТРАНА ИНАКО

Этот материал вышел в № 19 от 19 Марта 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

СТРАНА ИНАКО 2001 год объявлен ООН Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии. Этот год провозглашен также годом диалога между цивилизациями Все мы — разные. Но все — равны В России...


СТРАНА ИНАКО
       
       2001 год объявлен ООН Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии. Этот год провозглашен также годом диалога между цивилизациями
       
Все мы — разные. Но все — равны
       
       В России очень любят обобщения. Все рыжие — шельмы. Все инвалиды проедают государственные денежки. Все евреи — проныры, все кавказцы — торгаши, все беженцы приехали в Россию зарабатывать попрошайничеством, а молодежь поголовно принимает наркотики. Москвичи — заевшиеся, деревенские — неотесанные, а старые — маразматики.
       Любопытно, а много ли нас, «стандартных»? И почему мы убеждены, что «нестандартные» чем-то хуже? Рыжий Олег Попов давал замечательные представления, инвалид Святослав Федоров вернул зрение тысячам людей, чеченец Махмуд Эсамбаев обогатил нашу танцевальную культуру, беженец, да еще и еврей Альберт Эйнштейн создал теорию относительности, а глухой Бетховен — «Оду радости». Полотна полупомешанного Ван Гога экспонируются по всему миру, а без деревенщины Ломоносова в России не было бы университета.
       Это все исключения, скажете вы. Люди рядом картин не пишут и открытий не совершают. Стоп. А кто же тогда создал то, что вокруг, хорошо оно или плохо? Среди них были и всегда будут не похожие на нас — толстые, очкарики, медлительные, без чувства юмора или «с приветом». И еще зануды, которые хотят доказать, что обобщать порой вредно.
       Мы разные, но — равные. Чтобы проще было говорить об этом, даже слово специальное придумали — ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или понимающее и терпимое отношение ко всему, что от нас отличается. Зато для повседневного общения слов в русском языке пока не хватает — обходимся ярлыками. Попутно создавая себе окружение из «профессиональных болтунов», «борзописцев», «чинуш», «ментов», «недоучек», «москалей»…
       А ведь изменить это в наших силах. Достаточно взглянуть на мир по-новому! Этого и хочет добиться Агентство социальной информации при поддержке «Новой газеты» и National Endowment for Democracy межрегиональной акцией «День гражданских инициатив ЗА ТОЛЕРАНТНОСТЬ».
       В Москве 21 марта 2001 года откроется выставка-акция «Иные. Чужие. Мы?» «Срывать ярлыки» будут в этот день еще в 13 городах: Нижнем, Питере, Мурманске, Калуге, Красноярске, Воронеже, Архангельске, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Краснодаре, Челябинске и Екатеринбурге. Эту акцию осветят собкоры в региональных изданиях «Новой газеты»
       …Если мы хотя бы однажды сумеем взглянуть на себя и окружающих по-новому, то, быть может, перестанем замечать в людях только цвет кожи, форму носа, вес или очки.
       
       Анна СЕВОРТЬЯН
       Агентство социальной информации
       Дополнительную информацию об акции можно получить по телефону: (095) 250-61-56.
       
       
       ОБ ОТТЕНКАХ НЕНАВИСТИ
       Конечно, во всем виноваты рыжие. Впрочем, когда несколько лет назад Чубайс как-то резко занялся пенсиями и все задолженности чуть ли не в одночасье были выплачены, в провинции заметно поубавилось разговоров об оттенке волос того, кого «каждый ребенок в России ненавидит» (цитата из Жириновского).
       
       
ВИННИЦКИЙ ХОХОЛ — ЛУЧШИЙ ДРУГ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА
       
       Жаркое лето 1995 года. Я в родном Темрюке. Иду к дяде Славе, папиному двоюродному брату. 40 дней, как умерла жена дяди Славы, тетя Вера.
       Полный двор родственников. Щедро накрытые столы. Как всегда, на кубанских поминках много разговоров, в том числе и политических. В частности — о чеченской войне.
       Каждому родственнику хочется поговорить о чеченской войне именно со мной, «корреспондентшей с Москвы». Из ста родичей примерно сорок — все разом — кричат: «Заасфальтировать Чечню!» Мои тихие разумные доводы действуют слабо.
       Тогда я тоже начинаю орать. Кажется, с ходу переорала человек тридцать восемь из сорока. Помогает мне, как ни странно, дядя Слава. Он внимательно следит за нитью разговора. И когда видит, что меня могут победить, вмешивается: «Ты за границей був?» Это дядя Слава спрашивает моего самого злобного оппонента. «Нэ, нэ був», — растерянно отвечает тот. «Ну и заткнись! Зоя аж в пятнадцати странах побувала. Так шо сиди и слухай ее».
       Однако двое из сородичей непоколебимы и неугомонны. Отсаживаюсь с ними в сторонку. Продолжаем спор на троих. Наконец почти что сдаюсь и говорю устало: «Еще недавно во всем виноваты были евреи. Теперь евреями назначены чеченцы. Хорошо! Заасфальтируем Чечню! А дальше — что? Против кого дружить будем? Против украинцев? Так у нас здесь у всех кровь перемешана. Кто тут чисто русский? Что вы носитесь со своей кровью?»
       Пауза. Молчат удрученно мои собеседники. Потом один из них — очень запальчиво: «Ну шо ты кажишь! Ты ж нэ знаешь, яки хохлы бувают поганые. Особенно винницкие». И вдруг другой из непобежденных поднимает такой дикий ор, что кровь в жилах стынет. Но орет уже не на меня, а на того, кто про винницких хохлов сказал: «Шо? Шо ты мелешь? Та ты знаешь, кто я? Я ж винницкий хохол. Та винницкие хохлы — самые лучшие людины в мире».
       Всё! За нашим темрюкским столом решено Чечню не ровнять с землей. А то скоро до винницких хохлов очередь дойдет.
       
       Зоя ЕРОШОК
       
       
       ЧИСТО РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ
       Украинская деревня. Сын подъезжает к дому и видит, что его отец горько плачет и рубит березки во дворе. «Батько! Батько! Шо вы цэ робытэ?» «Мовчы, сынку, мовчы. Бэри скорийщи секиру», — говорит отец. Сын послушно берет топор и рубит березы. Когда все было вырублено, отец рассказал, почему он на это решился: «Сижу, сынку, коло хаты, бачу, йдуть москали. И один москаль каже: «Смотри, какие красивые березки. Чисто русский пейзаж».
       
       
       ИЗ ДОСЬЕ «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»
       
       «Брат по праву»
       «Новая газета»
       № 44 2000 г.:
       
       Альваро Хиль-Роблес — в недавнем прошлом испанский омбудсмен, а ныне Комиссар Совета Европы по правам человека. Мы говорим с ним о Чечне. Но, конечно, над поверхностью нашего разговора все время витает проблема басков. Мне кажется, с нашей чеченской много общего. Но Альваро не согласен. Он считает: проблема басков в Испании и проблема чеченцев в России — это разные реальности.
       «В стране Басков есть своя политическая система, которая существует в контексте Конституции Испании. В рамках испанской политической системы признана националистическая баскская партия. Несмотря на то, что она провозгласила своей целью независимость басков!
       Да, есть вооруженные группы. Они действуют чисто террористическими методами. Подходят на улице к члену городского совета и расстреливают в упор на глазах его семьи. Или начиняют машины взрывчаткой. Но никто за это страну Басков не бомбит. В каждом отдельном случае разбирается полиция.
       Между прочим, еще совсем недавно в борьбе с терроризмом наше государство тоже допускало серьезные злоупотребления. Но виновные пошли под суд. В том числе и очень высокие политические чины. Например, министр госбезопасности. Все осуждены и отбывают свой срок в тюрьмах».
       
       
       КСЕНОФОБИЯ
       Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий назвал День святого Валентина днем «блуда и прелюбодейства», а также «кощунством над святым и церковной жизнью»...
       
       
       ИЗ ДОСЬЕ «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»
       «Черные».
       Из истории расизма в России. Год 1995-й
       «Новая газета»
       № 41 1995 г.:
       
       В таджикский кишлак приехала из Чернобыля женщина с шестнадцатилетним сыном. Женщина заболела какой-то редкой болезнью, и врачи сказали, что спасти ее может только высокогорный воздух. В кишлаке чернобыльскую беженку приняли тепло. Абсолютно незнакомые люди построили ей дом, купили корову. Кто плов готовит — обязательно занесет, угостит. Женщина работает в местной больнице и благодарит Бога (какого именно — не знаю).
       
       * * *
       Московские старики Полина Дмитриевна и Серафим Захарович к своим квартирантам-таджикам относились, как к родным. Денег на еду давали. Нянчили детей. Теплую одежду дарили.
       Когда по Москве шли облавы на «черных», Серафим Захарович обнимал своих квартирантов, прощения просил: «Не переживайте, это наши дурачки...»
       Хоронить русского старика Серафима Захаровича собрались таджики-беженцы со всей Москвы. И гроб несли, и поминки организовали. И плакали, будто умер брат.
       
       Сколько стоит расист?
       Эксперты отмечают, что в России сегодня более всего распространены этно- и религиозные фобии. Государство не только не препятствует этой тенденции, но и само становится источником ксенофобских настроений.
       Агрессивный национализм и этноцентризм развиваются в форме неприятия иной культуры, образа жизни, верований и традиций.
       Недавно Владимир Путин сделал примечательное заявление о том, что «дуга исламского фундаментализма, протянувшаяся от Филиппин до Косово», представляет угрозу для Запада, и Россия в одиночку противостоит этому в Чечне. Фактически речь идет о столкновении цивилизаций. Такое средневековое черно-белое видение мира ведет чаще всего к кровавой развязке.
       И видимо, неслучайно генерал, командир элитной Тверской воздушно-десантной дивизии, гордо как-то заявил с телеэкрана, что у них служат только «чисто русские» и в дивизии нет ни одного этнически не русского парашютиста.
       Основную работу по искоренению ксенофобских стереотипов и защите жертв дискриминации берут на себя общественные правозащитные организации и СМИ, так как госструктуры ограничиваются лишь декларативными шагами.
       
       Контактный телефон: (095) 203-91-96 (Центр развития демократии и прав человека)
       
       
       ИЗ ДОСЬЕ «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»
       
       «Дарующий зло видит только зубы»
       «Новая газета»
       № 56 2000 г.:
       
       — ...Ты возьми все те газетные заметки, в которых вот такая истерия нагнетается, и подставь вместо «исламского» «христианский» фундаментализм. Пусть каждый попробует провести такой эксперимент. Получится листовка, памфлет, бред... Христос говорит: не мир принес Я вам, но меч. Если человеку, не знакомому с христианством, это прочесть, он решит, что это — агрессивная религия. Есть концепция: ислам агрессивен. И под эту концепцию из контекста вырываются фразы из Корана.
       — Это понятно, но когда говорят «исламисты», почему-то сразу представляются рука на курке, ну и другие там атрибуты: борода, зеленая повязка и это вот еще жуткое заклинание: «Аллах акбар»...
       — Ну правильно, клише — оно всегда вызывает устойчивые зрительные ассоциации. ...Ты называешь слова «Аллах акбар!» жутким заклинанием. А что это в переводе?
       — Аллах велик?
       — Ну а если всё перевести? «Господь велик!» — вот что это значит. Но ведь это уже по-другому получается, да? Ну представь: если человек гибнет со словами «Господь велик!» — это же вызывает уважение, верно? А с криком «Аллах акбар!» — ужас. Почему? А просто был сделан нечестный перевод.
       — Нет, подожди, вот есть же такое у мусульман изречение: «Нет Бога, кроме Аллаха»...
       — ...Любой православный, услышав это или прочитав, вздрагивает, испытывает дискомфорт. «Нет Бога, кроме Аллаха? Как это нет? А мой Бог?» А ведь правильный перевод — «Нет Бога, кроме Бога». То есть Бог един...
       — Слово «Аллах» нужно переводить?
       — Ну а как же иначе-то? В арабском языке, языке Корана, Аллах означает Бога. Не на всех языках Бог звучит как Бог, верно? «In God we trust» — с английского это переводится как «В Бога мы верим». Не переводят же «В Года мы верим»? Когда же переводится что-то касающееся ислама — всегда остается непереведенным слово «Аллах». Почему? Это же не какой-то особенный Бог, просто по-русски Бог — это Бог, по-английски — Год, а по-арабски — Аллах. Вот и все.
       
       (Из интервью востоковеда Алексея АСЯНОВА

       
       
       Нельзя обнять непонятное.
       А ударить можно.
       Мы беднее оттого, что постоянно делим. На своих и чужих. А если сложить? А если понять?
       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera