Сюжеты

СВАДЬБА БЕЗ ГЕНЕРАЛА

Этот материал вышел в № 19 от 19 Марта 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В недавно открывшемся Центре имени Мейерхольда завершился фестиваль спектаклей Валерия Фокина. Начали с «Нумера в гостинице города NN» — возможно, лучшего фокинского спектакля с Авангардом Леонтьевым в роли Чичикова, знаменитого...


       
       В недавно открывшемся Центре имени Мейерхольда завершился фестиваль спектаклей Валерия Фокина. Начали с «Нумера в гостинице города NN» — возможно, лучшего фокинского спектакля с Авангардом Леонтьевым в роли Чичикова, знаменитого уникальной, уже легендарной звуковой партитурой Александра Бакши и Марка Пекарского, наполняющей маленькую театральную коробку (трансформируемая сцена — гордость Центра) зримым, осязаемым гоголевским миром с его запахами, настроениями, шорохами, стонами, смехом...
       
       «Очень трудно находить что-нибудь в Гоголе — он как-то увертывается, прячется... А когда вы наконец найдете — это будет не то, не он: не вы его нашли, он сам высунулся, где не ждали. И сколько ни листай, сколько ни старайся узнать ПРО Гоголя, в комнате остается только след смеха, тень носа и запах легкой нечистой силы» — это Андрей Битов.
       Фокин не то чтобы поймал неуловимого Гоголя, но точно создал атмосферу гоголевской фантасмагории, бреда и тремора. Вклад Авангарда Леонтьева в создание образа Чичикова неоценим и не оценен.
       «Превращение» и «Еще Ван Гог» можно увидеть в репертуарных театрах, но всякий раз аншлаговые залы говорили о том, что малая сцена «Сатирикона» и коробочка «Табакерки» не могут вместить всех желающих увидеть Константина Райкина в роли кафкианского Грегора Замзы и Евгения Миронова — сошедшего с ума Ван Гога.
       Завершила фестиваль российская премьера «Свадьбы» — третьего спектакля Валерия Фокина в лодзинском театре им. Стефана Ярача, одном из лучших в Польше.
       За последние несколько лет Фокин поставил три чеховских спектакля — «Татьяну Репину» (копродукция Авиньонского фестиваля и московского ТЮЗа), «Свадьбу» и «Трех сестер» (Национальный театр Хельсинки). Разбросанные по разным театрам и странам, они, тем не менее, внутренне связаны, представляют собой некую сценическую трилогию. Фокинский Чехов — жесткий, фантасмагоричный, наследующий мейерхольдовскую традицию, горюющий над абсурдностью общепринятых норм человеческой жизни. Его «Свадьба» — не бытовая комедия, не водевиль. Она «о трагикомичности морального уродства, которое при всей своей дикости чувствует себя в своем праве».
       На по-свадебному накрытом столе среди цветов и бутылок — обескураживающе пустые тарелки: недаром жених жалуется, что денег за невестой мало дали и кредитные билеты — в залоге... Бедные, облезшие деревянные шкафы на заднике, полубезумный пьяный отец, лживо улыбающаяся мать в подновленном по случаю чепце, сомнабулические упившиеся гости с мертвенными, набеленными лицами, двигающиеся словно в рапиде, неожиданно запевающая арию цыганка. Но от резкого, звучного женского голоса так и не просыпается ни одна живая душа на этом адовом свадебном празднике. Все как будто в старом неотмытом налете пригоревшей на плите пищи, в плотной пелене обыденности, взаимной скуки, разврата и липкой привычки не думать.
       Акушерка Змеюкина (Габриела Мускала) — Гелла с медью пышных волос до пояса, с вампирскими замашками и мушкой над губой соблазняет телеграфиста Ятя, влюбленного в невесту: ложится на стол, задирает юбки, по-кошачьи мяучит. На соседнем столе, как в искривленном зеркале, тут же появляется морщинистая напудренная старуха — в точности копирующая ее жесты, издевательским эхом повторяющая слова... Родители невесты в промежутках между сладкоголосыми тостами и медоточивыми пожеланиями долгой любви жестоко переругиваются — тоже как пророчество судьбы брачующихся.
       Всем пусто, скучно... Все ждут генерала — если он придет, значит, тусовка престижна, свадьба удалась. И вот он приходит — морской капитан второго ранга Ревунов-Караулов (Александр Беднарж). Похож на Будрайтиса в расцвете лет, застенчив, белая кепка с черным околышем аккуратно выстирана и выглажена. Все ему подливают, подкладывают лучшие куски... И вдруг выясняется, что он не генерал, а двадцать пять рублей, даденные для умасливания генерала, украл прохвост Андрюшка, посланный за ним... Капитанское «Выведите меня отсюда... Люди... Люди?!.» звучит как Иринино из «Трех сестер» «Я устала, выбросьте, выбросьте меня!» — такая внезапная, отчаянная усталость от разочарования в людях, как от удара по голове. Жесткая запрограммированность мизансцен абсолютно оправданна: безжизненная марионеточность гостей и молодых проистекает из самого их безвольного существования.
       В финале гости по-звериному, на четвереньках забрались на свадебный стол, смахнув, не глядя, тарелки-ложки. Резкий свет софитов выделяет их мертвенно-белые лица, все они хором оскалились на бедного не-генерала, а он ничего не понимает: кто эти вдруг изменившиеся люди? Где он?
       Это самая сильная сцена в спектакле, причем настолько, что сквозь страх смех уже не проступает. Просто тотально страшно. Может быть, в этом не абсолютная удача «Свадьбы» — при всем ужасе и дрожи «Нумера...» он оставлял тебе надежду и выход (пусть даже в ад), и дрожащий звук бьющей в жестяное ведро струи, и погребальный звон мертвых душ, и праздничное песнопение.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera