Сюжеты

БРАВО, КОШКИ! БРАВО, ХАРИКОВ!

Этот материал вышел в № 19 от 19 Марта 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

А «ФАУСТА» МОЖНО СОВСЕМ НЕ ДАВАТЬ... И. В. Гете «Фауст». Перевод Б. Л. Пастернака. Режиссер Борис Юхананов, художник Юрий Хариков Те, кто видел самую первую версию этого «Фауста» в мае 1999 г. на фестивале «Пушкин/Гете», слегка...


А «ФАУСТА» МОЖНО СОВСЕМ НЕ ДАВАТЬ...
       
       И. В. Гете «Фауст». Перевод Б. Л. Пастернака. Режиссер Борис Юхананов, художник Юрий Хариков
       
       Те, кто видел самую первую версию этого «Фауста» в мае 1999 г. на фестивале «Пушкин/Гете», слегка разочарованы. Они были настроены кровожадно.
       «Фауст» Бориса Юхананова изменился. Все изначальные слабости спектакля налицо. Но они профессионально прикрыты.
       Правда, по-моему, этим спектакль обязан двум субстанциям. Сценографу и труппе дрессированных кошек из Театра Куклачева.
       Первые эстетические манифесты режиссера «Фауста» прозвучали в Москве еще в начале 1980-х. Юхананов — создатель движения «параллельное кино», автор ряда фильмов, совершенно неэвклидовых (особенно если говорить о тягостной, пугающей трилогии «Дауны комментируют мир»), режиссер бесконечно изменяемого во времени «Вишневого сада» (когда-то его эссе на сей сюжет, в рукописи прочитанное, казалось очень глубоким), постановщик нескольких балетов и (совместно с Юрием Хариковым) спектакля «Недоросль» в Вильнюсе. «Недоросля» просвещенные очевидцы хвалят.
       Юхананов о пренебрежительном отношении к молодым и истинным художникам говорил, кажется, всегда. И пылко. Волей-неволей эти тезисы входят в сценическое оформление «Фауста». Хотя бы как мера ответственности.
       ...Вот «Пролог на небе». Он сохранен. Его гудят на разные голоса златокрылые Ангелы в париках. Вот Господь — он выезжает на цирковом трехколесном велосипеде. За спиной у него, на изогнутых никелированных трубах, на подставках — семь пестрых кошек из труппы Юрия Куклачева. Вот Мефистофель, во втором действии он будет Фаустом, — у него двухколесный велосипед, он все кружит вокруг земного шара, обтянутого искусственным мехом. Вот Клоун, Куклачев-младший, — с красным носом, в котелке, с бутафорией эквилибриста. Он все ходит колесом между Ангелами.
       Задник — ярко-синий. На его фоне выделяется сценическая конструкция. Тонкие, острые иглы золоченого скелета раскинуты по сцене: то ли костная основа крыльев, то ли человеческая грудина, рассеченная наискось ланцетом анатома. Причудливые клубки золотых ветвей похожи на часовые механизмы небесных сфер. Мерно ходят по синеве золотые маятники.
       Юрий Хариков — замечательный театральный художник. И в размахе этих золотых крыл-скелетов, в ходе маятников, в черно-красно-зеленом гриме и белилах, в клоунском котелке Куклачева-младшего и даже, возможно, в кошках (кошки пластичны, точны, пушисты и очень оживляют публику) возникает фаустовское напряжение между «Прологом на небе» и «Прологом в театре», музыкой сфер, синевой и золотыми звездами сводов в готических соборах — и соленой, красно-коричневой, добродушной грубостью кукольной комедии о докторе Фаусте, которую играют на ярмарочной площади, у портала. Что-то от ключевой для Гете, драматурга и театрального директора, строфы:
       В дощатом этом балагане
       Вы можете, как в мирозданье,
       Пройдя все ярусы подряд,
       Сойти с небес сквозь землю в ад.
       А прочее, собственно, можно было б и не играть вовсе.
       ...Почему в шкурку черного пуделя обряжен рыжий сибирский кот, которого вдумчиво разоблачают Фауст, Вагнер и Клоун? Зачем Фауст-Мефистофель (Олег Хайбуллин) и Мефистофель-Фауст (Андрей Кузнецов) поют дуэтом «А я иду, шагаю по Москве»? Почему к кошачьей акробатике добавляются пушкинские романсы, арии из «Демона» и даже, натурально, из «Фауста»? Зачем живое (но музыкально довольно условное) пение сопровождается балетными (но пластически довольно условными) па?
       Зачем монологи Фауста, Вагнера, Духа зла, Мефистофеля из первого действия сохранены полностью, но прочитаны так глухо, старательно, бесцветно то «неразмятыми» голосами конкурса чтецов, то патетически, почти в крике? (В них, в общем-то, есть смысл, в монологах. Сколько блестящих эссе было посвящено этим сценам на рубеже ХIХ и ХХ веков...)
       Не призвана ль балетная пластика скрыть отсутствие пластики драматической (то на сцене золотое крыло от движений покосится, то еще какую бутафорию собьют, то пылающий бумажный лепесток упадет из рук Гретхен (Александра Кузнецова) на красный бобрик сцены)?
       Зачем человек с внешностью шамана выезжает в золотой коляске, с рогатиной, увешанной пестрыми тряпочками, и стращает этой рогатиной доктора Фауста? Чего ради раза три подряд кто-то в труппе выкрикивает:
       Идет любительское обозренье
       В любительском к тому же исполненье...
       Занавес, твою мать!
       Профессор А. Аникст с присущей ему академической добросовестностью эти строки из сцены Вальпургиева ночь комментирует так: «Это место выражает насмешливое отношение Гете к любительским спектаклям... Такому театру место только на шабаше ведьм, поэтому он и помещен здесь».
       Строка «Занавес, твою мать!» у Гете отсутствует. Добавлена труппой.
       В 1999-м, когда спектакль шел без оформления, все это выступало много резче, вопияло к небесам. Раздражали даже кошки, включая трехцветных...
       Сейчас «Фауст» Бориса Юхананова скорее озадачивает.
       Это коммерческий театр? Нет. Это веселая каннибальская пляска на сытных останках классики, нынче столь распространенная? Нет. Это истинный театр — цветущий, пылающий, сострадающий, препарирующий и воскрешающий поэта? Нет. Борис Юхананов в своем эстетическом манифесте с его тезисами вроде: «Художник сегодня не более чем наемник в страшной, беспощадной войне против собственной Родины, чье имя Культура» — искренен? Вероятно. «Фауст», плод многолетнего труда, подтверждает пафос манифеста? Нет.
       Что ж в сухом остатке? Иглы птичьих-ангельских крыльев, мерный ход золотых маятников в синеве, красноносые клоунские сальто. И быть может, тоскливая темничная песенка Гретхен о недоноске, ангельской душеньке, изведенной матерью и закопанной в лесу.
       И все-таки — какая-то сине-красно-черно-золотая смесь небес и балагана...
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera