Сюжеты

СКУЧНО. А КУДА ДЕВАТЬСЯ?

Этот материал вышел в № 21 от 26 Марта 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Профессионалы пытались понять, как называть школы и институты На днях в Центре стратегических разработок правительства России прошел очередной семинар по проблемам образования, посвященный, пожалуй, одному из самых сложных вопросов —...


Профессионалы пытались понять, как называть школы и институты
       
       На днях в Центре стратегических разработок правительства России прошел очередной семинар по проблемам образования, посвященный, пожалуй, одному из самых сложных вопросов — изменению статуса «образовательного учреждения» на «организацию». Гостями Центра стали представители Министерства образования во главе с Владимиром Филипповым, администрации президента, Минэкономразвития, ректоры вузов, профсоюзные лидеры.
       В качестве альтернативных путей решения проблемы изменения статуса было предложено для обсуждения три варианта. Первый сводится к преобразованию «учреждений» в «некоммерческие организации». По словам Анны Золотаревой, сотрудника Института экономики переходного периода, все образовательные учреждения должны быть разделены на две категории в зависимости от вида их деятельности и доли доходов от оказания платных услуг. Те, в которых бюджетное финансирование имеет сравнительно низкий удельный вес, должны быть реорганизованы в «организации». В качестве нового статуса предлагается «автономная некоммерческая организация», где соучредителем сможет выступать государство, для чего нужно лишь внести поправку в закон «О некоммерческих организациях». Те учреждения, которые получают низкие доходы от оказываемых платных услуг, должны сохранить статус бюджетных «учреждений».
       Второй вариант решения проблемы статуса предполагает сохранение без изменений закона «Об образовании», но внесение поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы. За этот путь фактического сохранения нынешней ситуации выступили коммунисты и профсоюзы. По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, изменение статуса «учреждения» на «организацию» грозит коммерциализацией образования и повлечет за собой массу поправок в различные нормативно-правовые акты.
       
       Наиболее оптимистично выглядел третий вариант, предложенный Минэкономики. Его суть — в добровольном изменении статуса «образовательного учреждения» на «организацию». В плане действия правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 годы предусмотрено «обеспечение хозяйственной самостоятельности и увеличение разнообразия организационно-правовых форм организации отраслей социальной сферы». Это означает, что как существующие «учреждения», так и новая их форма, которая сейчас разрабатывается, имеют право на сосуществование. Именно на этом был сделан акцент в докладе замначальника департамента социальной сферы Минэкономики Павла Чинилина. «У представителей Института переходного периода здесь прозвучала фраза о том, что учреждения должны быть подвергнуты реорганизации. Вот как раз глагол «должны» мы не употребляем. Если увеличение разнообразия организационно-правовых форм будет иметь место, то «учреждения» не должны, а могут изменить свой статус. Речь идет о добровольном и плавном переходе определенных организаций, которые сами себя считают готовыми к этому», — отметил Чинилин.
       Новая организационно-правовая форма должна будет иметь следующие принципиальные юридические отличия. Первое — это особый режим использования имущества. Если у «учреждения» имущество находится в оперативном управлении, то у «государственной некоммерческой организации» — в модифицированном хозяйственном ведении. В итоге, подчеркивают в Минэкономики, «организация» не должна иметь возможности по-своему распоряжаться имуществом — продавать его или закладывать. Второе отличие — это присутствие коллегиального совета, который сможет ограничивать права собственника, т.е. государства, и права единоличного руководителя в определенных спорных ситуациях, являясь, таким образом, гарантией выполнения целей создания этой «организации». И наконец, третий принципиальный аспект — это внедрение публичной отчетности в деятельность «организации». Для отслеживания законности финансовых операций, предотвращения всевозможных злоупотреблений это является, пожалуй, самым важным.
       
       Не будет существовать для таких «организаций» и угрозы банкротства, так как, например, в случае отсутствия спроса на образовательные услуги какой-либо школы речь будет идти не о банкротстве, а о прекращении ее деятельности. В Минэкономики также считают важным оговорить невозможность возвращения долгов кредиторам, если таковые появятся, за счет имущества образовательной «организации» в случае ее закрытия.
       Главное, что объединяет все три представленные предложения, — это отсутствие возможности приватизации учебных заведений, а также сохранение системы субсидиарной ответственности государства за функционирование образовательного учреждения в полном объеме. Резюмируя все выступления, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов отметил, что основная ошибка всех трех путей реорганизации образовательных «учреждений» состоит в отсутствии расчетов рисков в каждом варианте: только сравнив модели будущих преобразований, можно будет судить об их перспективности. Свою же личную точку зрения он выразил достаточно ясно: «Если речь идет о сохранении экономической безответственности, о сохранении системы безраздельной опоры на государство, полного списывания всех грехов руководителей образовательных учреждений на государство, тогда будут принципиальные возражения. Потому как не укладываются вместе экономическая и академическая самостоятельность и полная субсидиарная ответственность государства».
       Вопрос выбора единственно верного пути развития учебных заведений пока остается открытым. Принятие окончательного решения возможно только после тщательного анализа всех альтернатив. Время покажет...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera