Сюжеты

МПС ДОСТРОИЛО «ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА»

Этот материал вышел в № 23 от 02 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

30 марта была произведена сбойка северомуйского тоннеля: его строители, шедшие навстречу друг другу, наконец встретились. В торжествах, состоявшихся в Северомуйске, приняли участие министр путей сообщения России Николай Аксененко и...


       
       30 марта была произведена сбойка северомуйского тоннеля: его строители, шедшие навстречу друг другу, наконец встретились. В торжествах, состоявшихся в Северомуйске, приняли участие министр путей сообщения России Николай Аксененко и президент Республики Бурятия Леонид Потапов.
       
       В ближайшее время будет закончена внутренняя отделка, проложены рельсы, и уже в конце 2002 года через тоннель пройдет первый поезд. Это событие – фактически последний значительный рубеж в строительстве Байкало-Амурской магистрали.
       Строительство БАМа — наверное, самый долгий и спорный проект на протяжении всей истории железнодорожного транспорта. Судите сами: впервые о необходимости параллельной Транссибу железнодорожной ветки заговорили еще в 1924 году. Объяснялась потребность в новой магистрали очень просто — нужно было построить железную дорогу, которая пересекала бы всю страну с востока на запад, подальше от границы: не секрет, что Транссибирская магистраль, загруженная кстати на тот момент «под завязку», была проложена слишком близко к южным рубежам Российской империи. Кроме того, только железная дорога, справедливо считали инициаторы строительства БАМа, позволит освоить и развить оторванные от центра страны районы, в которых сосредоточена треть природных богатств России. Как показало время, они были правы: сегодня только непосредственно зона БАМа организует вокруг себя территорию в 1,5 миллиона квадратных километров.
       Впрочем, у проекта были и противники: очень много, казалось им, непреодолимых трудностей — значительная часть будущей магистрали должна была проходить в горной местности, да и природа в этих краях слишком сурова. Но все же аргументов «за» оказалось больше, и в 1937 году было принято решение о строительстве новой железной дороги, началась укладка пути на меридиальных линиях, которые по плану должны были соединить будущую магистраль с Транссибом. Вторая мировая война резко поменяла эти грандиозные планы: в 1941 году уложенные пути были разобраны и использованы для строительства железнодорожной ветки вдоль Волги.
       Годом второго рождения БАМа считается 1974-й. Именно тогда началось активное строительство магистрали сразу по многим направлениям. В 1988 году открылось постоянное движение на БАМе. Но еще почти десять лет продолжалось строительство нескольких тоннелей: как известно, Байкало-Амурская магистраль пересекает шесть горных хребтов.
       Самый протяженный из них – Северо-Муйский – оказался и самым сложным для прокладки тоннеля. Геологические и горнотехнические условия характеризовались специалистами как крайне неблагоприятные. Вспомним самую серьезную аварию, случившуюся в тоннеле: в 1999 году обвалилось около 8 тысяч кубометров горной массы, и почти год строителям пришлось восстанавливать штольню и отводить воду.
       Тем не менее обойтись без тоннеля было невозможно, потому что обходной путь в буквальном смысле страшен – 50 километров состав вынужден лавировать между сопками, передвигаясь с минимальной скоростью и рискуя попасть под сход лавины. Представляете, какие нервные и физические перегрузки испытывает при этом машинист? Да и содержание существующей дороги обходится крайне дорого. Открытие тоннеля позволит организовать движение по БАМу по кратчайшему пути и в гораздо меньшие сроки. Видимо, этими соображениями и руководствовались в Министерстве путей сообщения, когда в 1997 году решили взять совсем было заглохший без финансирования проект под свою опеку. Сами строители говорят, что без моральной и материальной поддержки МПС тоннель превратился бы в унылый долгострой с неясными перспективами.
       Но не только как железнодорожный объект важен и интересен северомуйский тоннель. При его строительстве была решена масса технических проблем, использовано огромное количество новых технологий, которые не раз будут востребованы в тоннеле- и метростроении и значительно облегчат будущие горнопроходческие работы, коих в нашей стране, надо думать, предстоит еще немало. Как утверждают специалисты, если бы этого тоннеля не было, его следовало бы выдумать: в противном случае мы могли отстать от мирового опыта больше чем на 40 лет.
       30 марта 2001 года навсегда войдет в историю как день, в который в очередной раз было доказано, что человечеству по силам справиться даже с очень тяжелыми и неблагоприятными природными условиями. Почти 25 лет продолжалась прокладка 16-километрового северомуйского тоннеля, для десятков тысяч его строителей ставшего смыслом жизни, да, пожалуй, и самой жизнью. Именно этим людям были адресованы приветственные телеграммы Владимира Путина и Михаила Касьянова, именно им выражали благодарность в своих выступлениях на торжественном митинге и министр путей сообщения Н. Аксененко, и президент Республики Бурятия Л. Потапов, и однофамилец российского премьер-министра начальник Восточно-Сибирской железной дороги А. Касьянов.
       «Твердый орешек» главной российской железнодорожной стройки прошлого века был расколот в самом начале века наступившего. Министр путей сообщения Николай Аксененко полагает, что уже к 2005 году Байкало-Амурская магистраль станет безубыточной. Колоссальные экономические перспективы зоны БАМа обретут реальное воплощение еще раньше. На БАМе начинается новая жизнь.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera