Сюжеты

МИР НОМЕР НОЛЬ

Этот материал вышел в № 23 от 02 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

«Once» театра «Дерево» Антона Адасинского Театр «Дерево» сегодня больше известен за границей, чем на родине. Вышедший в конце восьмидесятых из шинели полунинских «Лицедеев» театр тогда называли «арт-острием, пронзающим железный занавес», и...


«Once» театра «Дерево» Антона Адасинского
       
       Театр «Дерево» сегодня больше известен за границей, чем на родине. Вышедший в конце восьмидесятых из шинели полунинских «Лицедеев» театр тогда называли «арт-острием, пронзающим железный занавес», и запомнили в качестве постановщика впечатляющих шоу рок-группы «Авиа». Эстетику кичевой маршевой парадности основатель театра «Дерево» Антон Адасинский сохранил до наших дней, приобрел мировую известность благодаря своей школе пластического мышления и обосновался в Дрездене, однако на афишах продолжает писать: «Санкт-Петербург, Россия».
       Сегодня «Дерево» — уникальный коллектив, имеющий статус свободной русской труппы на территории другого государства, подтверждающий мысль Ежи Гротовского о том, что будущее — за маленькими подвижными театрами. С Адасинским работают всего пять человек, отобранных по результатам жестокого кастинга и готовых работать по его системе «прийти к состоянию нуля.
       
       На «Золотую маску» Адасинский привез в этом году два спектакля — «Suicide in Progress» («Суицид в прогрессии») и «Once» («Однажды»). «Суицид» он сам называет спектаклем о дьявольской силе как «мощном и позитивном персонаже», философской притчей о том, что человек в течение жизни должен меняться и что, если этого не происходит, человек затвердевает и этим убивает себя.
       «Once» — старая добрая сказка, редкий клоунский спектакль с полностью рассказанной историей. Сам Адасинский считает его последним «прости» клоунаде, вибрациям «Лицедеев» в себе. Маленький человек Аркаша с острым красным носом любит официантку-балерину, похожую на Джульетту Мазину, мечтающую о красивой жизни и большой любви «как в кино». Вздохи Аркаши она принимает снисходительно и равнодушно, украдкой томясь о тонкоусом расфранченном хлыще. Воображение Аркаши рисует картины страшной мести: хлыща он душит, стреляет из ружья и автомата, избивает до полусмерти... А в жизни продолжает покорно шкрябать по полу щеткой и дарить Мазине свежие скромные цветы.
       Сцены объяснений и разлук у скромного трехпрограммного радиоприемничка в кафе перемежаются контрастными, фирменными, яростно-маршевыми абстрактными номерами-трюками с бешеной светомузыкой, драйвом: хвостатые кометы, полицейские в наручниках и летающие драконы. А у голого кривоного Амура с переломанными стрелами, порванной тетивой лука тем временем не задается работа — никто фатально не может влюбиться, и он, горько рыдая, уходит безутешный.
       При этом любви и взаимопонимания в «Once» очень много, воздух на сцене просто насыщен ими. Все пятеро актеров, задействованных в «Once», работают по системе «позиция ноль» — находясь в состоянии опустошенности, они реагируют на малейший импульс от партнера или из пространства. Импровиз и легкость, с какой они понимают друг друга, поразительны — это на уровне биополя, даже не взгляда.
       Адасинскому, как мне представляется, удалось сформулировать обычное состояние россиянина и протранслировать его на весь мир: если ты не будешь готов к мгновенной реакции, ты пропал. Тот же Шевчук давно нас посчитал: «Мир номер «ноль».
       Внешние сценические эффекты порой значат в «Once» больше, чем все изображенные в гротеске рефлексы. Дерево, послушно шелестя ветвями при первом порыве ветра, необычайно красиво именно в своем молчании.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera