Сюжеты

ПОЛЕ БИТВЫ: ТАРИФЫ

Этот материал вышел в № 25 от 09 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Повышение цен на внутренние услуги МПС ударит по экспортерам Пора привыкать, что все составляющие нашей экономики сегодня взаимосвязаны, как никогда. Во времена плановой экономики проблемы одной отрасли могли быть запросто решены «легким...


Повышение цен на внутренние услуги МПС ударит по экспортерам
       
       Пора привыкать, что все составляющие нашей экономики сегодня взаимосвязаны, как никогда. Во времена плановой экономики проблемы одной отрасли могли быть запросто решены «легким движением руки» руководства страны: прибыль одного ведомства направляли на покрытие издержек другого. Сейчас расклад совсем другой, и на дворе его величество Рынок. Следовательно, состояние одного из субъектов экономики непременно отражается на другом.
       К примеру, повышение цен на нефть тут же заставит грузоперевозчиков повысить цены на услуги, и, соответственно, это скажется на цене сырья и конечной продукции. Это же относится и к удорожанию электроэнергии, металлопродукции и тарифов на железнодорожные перевозки. Проблема стоимости последних очень важна, ибо более 80% перевозок внутри страны осуществляется железнодорожным транспортом. Уже довольно давно в правительстве ведутся бурные дискуссии о том, что МПС удерживает слишком высокие грузовые тарифы и несусветно на этом наживается. Но если не утрировать, а разобраться спокойно, то проблема грузовых тарифов существует на самом деле, но решать ее «с кондачка» преступно, ибо на карту поставлено экономическое благополучие огромного числа людей, пользующихся услугами железнодорожного ведомства.
       Предыстория этой проблемы такова: в нашей стране были и существуют по сей день два вида грузовых железнодорожных тарифов: внутренний и экспортный. Второй используется, когда грузы следуют по России, но на экспорт. До августа 1998 года разница в них была невелика. После дефолта же выросла в 4,5 раза. Железнодорожникам было предложено тарифы сблизить и ввести единый. Причем вы уже догадываетесь, кто настаивал на их немедленном выравнивании. МПС на сближение тарифов согласилось, но поставило условие: выравнивать их постепенно, понижая экспортный и потихоньку поднимая внутренний. По мнению железнодорожников, для этого потребуется несколько лет, желательно 3–4 года. Ведомство Аксененко пошло на этот шаг с явной неохотой, ведь деньги, которые они зарабатывают сегодня на экспортном тарифе, тратятся ими же на уплату налогов, компенсацию убытков от пассажирских перевозок и прочее «латание дыр» бюджета, причем как собственного, так и государственного.
       Кстати, по мнению многих экономистов, если «высокий» тариф не представляет особой тяжести для отраслей-экспортеров, то почему бы его и не удержать на той же отметке. Тем более что ни нефтяники, ни металлурги (основные «потребители» экспортного тарифа) на бедных родственников нисколько не похожи: объемы экспортных перевозок за последнее время выросли в несколько раз в отличие от внутренних.
       Если стоимость внутреннего тарифа резко возрастет, фактически это ударит в первую очередь по самим экспортерам: себестоимость экспортной продукции значительно подорожает, так как сейчас отечественное сырье для ее производства завозится по дешевым внутренним тарифам. Ну а дальнейшее предсказать тоже нетрудно — это повышение бумерангом ударит по экономике страны в целом и по каждому из нас в отдельности.
       В «Положении об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки», принятом недавно правительством РФ, есть пункт № 3, где сказано, что тарифы регулируются государством для того, чтобы у железнодорожников был экономический стимул к снижению себестоимости перевозок, а у потребителей услуг железнодорожного транспорта — к увеличению грузоперевозок и улучшению транспортных свойств грузов. Понятно, что резкое сближение тарифов просто-напросто нивелирует смысл этого пункта и в очередной раз приведет экономику страны к кризисной ситуации. Рабочая группа, занимающаяся сейчас этим вопросом, похоже, осознала всю нелепость спешки и, как стало известно, в последнее время все больше склоняется к варианту, предложенному МПС. Видимо, стоит надеяться, что здравый смысл все-таки возобладает.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera