Сюжеты

СВОБОДА СОВЕСТИ ПРОТИВ СВОБОДЫ СЛОВА

Этот материал вышел в № 25 от 09 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Что объединяет власть, фашистов и православную церковь? За последние полгода сановники Русской православной церкви высказывались за упразднение свободы слова даже чаще, чем государственные чиновники. И ладно бы, если такие заявления делали...


Что объединяет власть, фашистов и православную церковь?
       

  
       За последние полгода сановники Русской православной церкви высказывались за упразднение свободы слова даже чаще, чем государственные чиновники. И ладно бы, если такие заявления делали одиозные личности вроде старца Гермиона, углядевшего в заставке телеканала НТВ сатанинские знаки, а в речах известной телеведущей — дьявольский промысел. С призывами к прихожанам не смотреть ряд телевизионных программ и не читать некоторых газет обращаются весьма известные и уважаемые иерархи. Что любопытно: обращаются не с церковных кафедр, а с телеэкранов и со страниц печатных СМИ. Заметьте, вполне светских СМИ, таких, как телекомпании ТВ-6 и ТВЦ
       
       Сами священники, как, например, митрополит Питирим, объясняют свои призывы к закрытию телепрограмм «Куклы» или «Итоги» тем, что таким образом они выражают мнение паствы, будируют общественное мнение и призывают телезрителей — своих потенциальных прихожан — к дискуссии. Но грань, за которой заканчиваются теологические споры и начинаются открытые науськивания на неугодных журналистов, преодолеть очень легко. Можно пойти еще дальше — найти союзников среди профашистских и национал-патриотических объединений.
       В феврале этого года рязанская региональная организация «Русского национального единства» напечатала в газетах «Русский свет» и «Русский порядок» материалы, в которых приводится «список развратных демократических изданий». Помимо разнообразной эротической периодики, в «коричневый список» попали газеты «Версия», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», приложения к «Аргументам и фактам», а также вполне приличный дамский «Космополитэн». Может быть, и не стоило уделять столько внимания бреду, публикуемому в эрэнешных малотиражных листках, если бы не одно обстоятельство. В сопроводительной статье к «коричневому списку» сообщается, что «продажа, распространение и чтение этих газет запрещены Православной церковью». На основании правил № 86 и № 100 6-го Вселенского собора. Ослушавшихся, между прочим, ждет анафема и отлучение от церкви. Для верующих это серьезно. «Никому не дано отменить божественные заповеди и каноны. Нарушители этих правил сами себя отлучают от Бога и Церкви. В случае их смерти их нельзя отпевать». Фактически людей заставляют сделать выбор: свобода совести или свобода слова.
       Даже в свете заявлений о необходимости закрытия НТВ, сделанных представителями Российской православной церкви (РПЦ) в программе ТВ-6 «Скандалы недели», такое единодушие священнослужителей и фашистов не может не удивлять. Либо эти две структуры окончательно достигли взаимопонимания в том, какую прессу считать хорошей, а какую — «демократической», либо православная церковь решила оскоромиться и закусить свободой слова, воспользовавшись для разжевывания зубастыми эрэнешниками.
       Фонд защиты гласности обратился за официальными разъяснениями к руководству РПЦ, однако ответа мы до сих пор не получили.
       За право навязывать журналистам свое мнение о том, что печатать, а что — нет, церковники готовы сражаться в судах. В январе в воронежский Центрально-черноземный центр защиты прав СМИ обратился корреспондент регионального приложения «АиФ-Черноземье» Михаил Жеребятников и попросил юридической защиты. Накануне Воронежско-Липецкая епархия Русской православной церкви подала иск о защите деловой репутации в отношении его газеты за публикацию статьи «Вера и бизнес». В материале речь шла о том, что «местные священники разработали ноу-хау: прибыльный бизнес за счет заключенных. По нашим сведениям, в воронежской колонии общего режима ОЖ-118.2 имеются «православные мастерские», в которых заключенные делают оклады и крестики из стружек. Какова чистая прибыль — узнать не представляется возможным». На основании журналистского расследования авторы статьи сделали вывод: «экономическая деятельность РПЦ носит теневой характер». В ответ епархиалы вчинили газете иск на миллион рублей.
       Журналисты «АиФ-Черноземья» узнали о подсобном производстве на базе местной тюрьмы из безобидной публикации в газете Управления исполнения наказаний Воронежской области «Преступление и наказание». Корреспондент Тамара Барышникова поведала читателям о затейливых промыслах местных заключенных, о поделках ручной работы, пользующихся спросом даже на международных ярмарках. Поведала, к слову, без всякой задней мысли, не в форме расследования на тему «куда деваются деньги от реализации», а в виде очерка на культурную тему.
       После того, как в «АиФ-Черноземье» заинтересовались публикацией Барышниковой, у Тамары начались проблемы. Поговаривают, что руководство Управления исполнения наказаний угрожало расправиться с корреспондентом. Отправить в лечебницу для умалишенных. Надо сказать, что сама Барышникова эти слухи не подтверждала, зато многие журналисты и в Воронеже, и в Москве заявляли, что существует реальная угроза свободе и даже жизни этой женщины.
       Епархиалы суд проиграли. Судья Ольга Бородина вынесла решение об отказе епархии как в части опровержения, так и в части материальной компенсации морального вреда, тем самым косвенно признав, что экономическая деятельность церкви действительно непрозрачна. Юрист Центрально-черноземного центра защиты прав СМИ Галина Арапова заявила, что в ходе судебного разбирательства епархия абсолютно не реагировала на требования представить суду необходимые документы, зато всячески науськивала наиболее агрессивную часть паствы на авторов статьи в «АиФ-Черноземье». Целый ряд священнослужителей выступил в воронежских СМИ с нападками на журналистов и с призывами «не влезать в дела Церкви».
       «Епархиальное дело» показало, что желание православных церковников научить журналистов помалкивать по тем или иным поводам созвучно не только фашистам и национал-радикалам, но и установкам действующей власти. Прокремлевский интернет-сервер «Страна.Ру», комментируя «епархиальное дело», в частности, сообщает: «Проблема в том, что примерно с 1992—1993 годов в СМИ стала проявляться своеобразная специализация по религиозным вопросам. Специалистами по издевательствам над РПЦ стали «Московский комсомолец», «Новая газета», «Комсомольская правда» и «Огонек»... Речь идет об установке на печатное избиение иерархов, распространение сплетен, а то и прямой клеветы». Откуда такое единодушие власти с церковниками?
       Все просто. Сегодня интересы государства и церкви совпали. И тем и другим свобода слова стоит поперек горла. И тем и другим она мешает втихую обделывать свои дела и прочие делишки. А независимая пресса эту приятную тишину всячески нарушает.
       Кстати, об исковом требовании епархиалов в миллион рублей. Еще со времен апостола Павла в христианской среде не особо жаловали судебные иски. Помните: «не лучше ли вам оставаться обиженными...», снося клевету, чем искать и наказывать клеветников? Увы, взгляды многих нынешних представителей РПЦ существенно расходятся с позициями адептов веры.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera