Сюжеты

ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ

Этот материал вышел в № 25 от 09 Апреля 2001 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В ранние перестроечные годы, когда отечественное ТВ, все еще законсервированное с застойных времен в систему предварительной записи любой программы, мечтало о максимуме свободы, на одном из КВНов команда московских химиков подарила...


       
       В ранние перестроечные годы, когда отечественное ТВ, все еще законсервированное с застойных времен в систему предварительной записи любой программы, мечтало о максимуме свободы, на одном из КВНов команда московских химиков подарила одесским джентльменам большущую бутыль с предложением угадать, что такое самое желанное скрыто в ней.
       — Прямой эфир! — разгадали тогда одесситы химическое воплощение общей мечты.
       Несколько самых бурных и непредсказуемых лет все случаи реального противодействия власти в этой стране случались в прямом эфире. Не разреши Горбачев в мае 1989-го прямые трансляции Съезда народных депутатов, и у нас была бы другая страна. Ельцин (ставший Ельциным благодаря именно свободе печати), по максимуму использовав магию прямого эфира в борьбе с союзной властью, став властью сам, сделал ее максимально закрытой для непричесанной прессы. Ни о каких прямых трансляциях из Кремля речь уже не шла (ежегодное послание Федеральному собранию, больше напоминавшее прямую трансляцию партийных съездов, не в счет).
       Мавр сделал свое дело. Использовав магию прямого эфира по полной программе, мавр, которого все по-прежнему считали адептом свободы прессы, отгородился Кремлевской стеной. Расстрел Белого дома в 1993-м транслировался уже не в нашем прямом эфире, а по CNN... И до последней недели прямые эфиры в жизнь страны вмешивались лишь периодически, не слишком явно. Появлявшиеся в новостных программах прямые включения во время смены руководства «Транснефти» или захвата завода «Кристалл» никак на эти ситуации не повлияли. Пока дело не коснулось собственно телекомпании.
       Черный кадр, прерванный эфир — оружие острое. В дни после гибели Листьева это заметили все. Но выпущенный в эфир кусок непричесанной жизни еще острее. Иногда он выглядит более захватывающим боевиком, чем тщательно срежиссированные постановки. Камеры, постоянно включенные в запруженных коридорах и пустых студиях НТВ, приковывали внимание больше, чем хорошие фильмы и шоу других каналов. Пустив зрителей за кулисы, НТВ стало ближе и роднее. Стилист припудривает Петра Марченко перед эфиром, Норкин без привычного эфирного пиджака и галстука, с закатанными рукавами рубашки выглядят совсем по-другому. Режиссеры монтируют клип протеста, служба координации организует съемки, на фоне портретов звезд НТВ толпятся все: и сами звезды, и наблюдающие журналисты других изданий...
       Минпечати в четверг направило НТВ предписание, в котором заявило, что «телекомпанией произвольно была изменена концепция вещания, нарушены конституционные права граждан на получение информации». Но...
       Данные рейтинговых замеров «Гэллап Медиа» по Москве (в процентах).
       Вторник, 3 апреля, с 20.00 до 22.00. ОРТ: «Убойная сила» — рейтинг 10,06, доля 32, «Время» — 5,68— 15,5, «Однако» — 5,17 — 13,9. РТР: «Вести» — 2,23 — 6,9, «Местное время» — 2,74 — 7,9, «Триста лет спустя» — 6,09 — 17. НТВ: «Итоги» — 13,53 — 38,4.
       То есть рейтинг экстренных «Итогов» был выше рейтинга программ всех других каналов. Это был еще обычный «эфирный» день со слегка видоизмененной сеткой. Явный протест с только новостным эфиром и трансляцией редакционных помещений НТВ начался на следующий день. И как же потеря обычных программ и любимых сериалов отразилась в цифрах рейтингов?
       Среда, 4 апреля, день. 12.00. ОРТ: «Новости» — 0,79—8,7. РТР: «Санта-Барбара» — 1,81—20,6. НТВ: «Сегодня» — 3,1— 33,9. Вечер. ОРТ: «Кто хочет стать миллионером» — 9,5 — 33, «Время» — 10,73 —32,2, «Однако» — 9,6—29,6, «Бурная река» — 5,36 —21,1. НТВ: «Сегодня» в 19.00 — 9,6 — 37,9, «Сегодня» в 22.00 — 10,3 —32,6.
       Вот парадокс, не замеченный Минпечати, — судя по рейтингам, и нарушившее конституционные права граждан НТВ оказалось зрителям интереснее, чем стабильный эфир конкурентов.
       Но эфир — орудие обоюдоострое. Показанная ночью в четверг в «Сегодня в полночь» пленка с записью встречи представителей НТВ с Альфредом Кохом, по мнению большинства смотревших, сыграла не на НТВ, а против. Проявились излишняя эмоциональность журналистов в ущерб трезвым аргументам, нежелание искать компромиссы, неумение играть в условиях той юридической и финансовой эквилибристики, в которых такой мастер Кох... Может, поэтому в пятничном «Гласе народа» основными защитниками НТВ стали не сами журналисты компании, а общие с ними по группе крови, но формально нетелевизионные главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, главный редактор журнала «Итоги» Сергей Пархоменко, замглавного редактора «Новых Известий» Отто Лацис.
       После бесконечного в тот день «Старого телевизора» и «Гласа народа» казалось — все, перебор! Даже людям заинтересованным невозможно сутками напролет слушать многочасовые, ни к чему не приводящие разборки сторон. Еще чуть-чуть, и лимит зрительского интереса будет исчерпан, пружина начнет раскручиваться в обратную сторону. Но двумя часами позже началась «Антропология», и пружина интриги снова сжалась до предела. Чтобы распрямиться в тот миг, когда Леонид Парфенов в прямом эфире покинул свою компанию... Этого не было нигде и никогда. И не могло быть нигде, кроме как здесь. Этот уход в тот же миг вошел в телеисторию.
       В «Антропологии» нас пустили на «кухню» (неслучайно камера не выдерживала привычные ракурсы, и в кадре оказывалось все то, что обычно остается за кадром, — софиты, выгородки, режиссер Женя, который для людей, знающих телевизионное закулисье, такой же символ НТВ, как Сорокина и Осокин). Нас пустили туда, где не топ-менеджеры улаживают конфликт, а простые журналисты спорят и мучительно ищут истину. Они не испугались предстать такими, как они есть. Не железными, не монолитными, не звездными, а сомневающимися, ссорящимися, доходящими до истерик и посыланий друг друга в «Кащенко».
       Правильно сказала Лиза Листова: все это стало похоже на мыльную оперу. В самом нормальном смысле этого слова. И зритель уже не мог оторваться от интриги вокруг полюбившихся героев. Причем на первые роли вдруг вышли не те, кого в течение без малого восьми лет считали лицами канала, а звезды второго эшелона — Листова, Юсупов, Насибов, Норкин, Кириченко... И по законам мыльной оперы нас допустили выпить коньячку за день рождения Максимовской, узнать подробности о разводе и выплатах по кредиту Насибова и с расширенными от ужаса глазами понаблюдать, как два недавних друга, Дибров и Парфенов, в прямом эфире становятся врагами.
       После этих трех дней зритель уже с трудом различает, где жизнь, а где лишь прямой эфир, эффект присутствия. Зрителю уже кажется, что он сам ходит по коридорам восьмого этажа «Останкина», у лифтов готовит встречу незваным гостям — представителям Коха и Йордана, сидит между Листовой и Шендеровичем на знаменитом стуле Пищука в студии «Антропологии», готовый в случае чего разнять вскипевших Парфенова и Диброва.
       Не сродниться, не любить и не поддерживать тех, о ком столько знаешь, невозможно. Непричесанный кулуарный прямой эфир дал больший эффект, чем срежиссированные многотысячные митинги...
       ... А о собственно телевизионном творчестве других каналов в этот раз ничего не могу сказать. Всю неделю телевизор был на четвертой кнопке. Эффект присутствия...
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera